ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис - Страница 6

Главный эпистемологический труд Лонергана («Озарение: исследование человеческого понимания») выстроен вокруг озарения как базового понятия теории познания. Озарение есть основной акт понимания, объединяющий и организующий познавательные процессы и познаваемые данные, являющий их в едином схватывании. Понять, что такое озарение, и ключом к разрешению каких проблем оно служит, означает понять само понимание, выйти на уровень его метатеории. Такова задача, которую ставит перед собой Лонерган в этой книге, огромной по объёму, по богатству материала и идей. Она состоит из двух больших частей: «Озарение как деятельность» и «Озарение как знание». В первой части Лонерган формулирует основы того, что он называет «универсальным эмпирическим методом» познания; во второй рассматривает работу человеческого понимания в основных областях познания – в естественных науках, метафизике, этике, богословии. Общие характеристики озарения таковы. 1. Оно отличает интригующую проблему от очевидного решения. Озарения, вероятно, являются источником того, что Рене Декарт называл ясными и отчётливыми идеями. 2. В той мере, в какой озарение есть акт, организующий постижение, оно есть схватывание отношений. Но к отношениям относятся и смыслы, т.к. смыслы представляют собой отношения между знаком и означаемым. Таким образом, понимание при озарении подразумевает, что мы схватываем смысл, а понимание понимания подразумевает, что мы схватываем смысл смысла. 3. Каждое озарение одновременно априорно и синтетично – в смысле, несколько отличном от кантовского: априорно, т.к. выходит за пределы того, что просто дано чувству или эмпирическому сознанию; синтетично, т.к. добавляет к чистой данности объяснительную унификацию или организацию. Отсюда следует, что понимание понимания доставляет нам синтетическое и априорное знание обо всём спектре синтетических и априорных компонентов нашей познавательной деятельности. 4. Унификация и организация других разделов знания, согласно Лонергану, есть философия. Но любое озарение унифицирует и организует. Таким образом, понимание понимания будет унифицировать и организовывать озарения математиков, учёных-естественников и людей здравого смысла. Отсюда следует, что понимание понимания даст нам философию. 5. Нельзя унифицировать и организовать познание, не приводя к унификации и организации само познаваемое. Но унификация и организация того, что познаётся в математике, естественных науках и посредством здравого смысла, есть метафизика. Следовательно, в той мере, в какой понимание понимания унифицирует и организует всё наше познание, оно подразумевает метафизику.

 



 
PR-CY.ru