ЛАРГВИСИ - Страница 10

В тексте пергаменного «Параклитика» Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (как полагают исследователи, XIV в.) (23,5х33,5 см) различаются четыре руки: первая – переписчика Авгароза (Авгаря) Бандас-дзе (1348–1365 гг.); вторая и четвёртая трудноразличимы; третьей рукой исполнены листы 174 – 186, их переписчиком является Георгий Табаури (XIV в.). Текст (в некоторых местах – листы целиком) был поновлен Давидом. Рукопись украшена расписными арками. В завещаниях-приписках упоминаются члены семейства переписчика Авгароза. Также в «Параклитике» находилась приписка сына Авгароза Григола, содержащая важные исторические сведения. Пергаменное Четвероевангелие Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (XIV в.) (28,4х19 см), представлявшее вначале единую рукопись, написано нусхури Георгием Табаури и украшено миниатюрами, выполненными Авгарозом Бандас-дзе. В приписках рукописи также упоминаются исторические лица Ксанского ущелья: эристав Виршел (XIV в.) и его мать Мнатоби, тётка Рипсиме, священник Георгий и др. В Ларгвиси также был создан важный исторический источник – «Памятник эриставов», переписанный Авгарозом Бандас-дзе в 1348–1400 гг. (Отдел рукописей Санкт-Петербургского филиала Института восточных рукописей РАН) (26х20 см). Сохранились десять срединных листов текста и изображение мужской фигуры во весь рост – предположительно заказчика документа ксанского эристава Виршела (III). «Цветная Триодь» (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе, XV в.) (26,6х20,2 см) переписана нусхури, заголовки исполнены киноварью, выделены заставка и заглавные буквы. Триодь иллюминирована семью миниатюрами: «Уверение апостола Фомы», «Жёны-мироносицы и святой Иосиф Аримафейский у Гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Христос и самарянка», «Исцеление слепого», «Вознесение Господне» и «I Никейский Собор». Сюжеты имеют пояснительные приписки. В завещании упоминаются переписчик Барнаба (Варнава), заказчик рукописи ксанский эристав Шалва (II), другие жители Ксанского ущелья: эристав Шанше, эристав Давид, диакон Иоанн (XVIII–XIX вв.). С Ларгвиси также связано несколько печатных Четвероевангелий: в серебряном чеканном окладе, изданное в Москве царевичем Бакаром в 1739 г.; напечатанное в Москве без переплёта; в серебряном чеканном окладе, заказанное царевичем Георгием (впоследствии царь Картли-Кахети Георгий XII) и изданное в России в 1781 г., с надписью на мхедрули с обратной стороны. Утварь Ларгвиси известная исследователям по описанию праведного Евфимия Такаишвили, утрачена. В монастыре находились ковчег (XVII–XVIII вв.), в котором покоились мощи великомученика Феодора Тирона, украшенный четырьмя драгоценными камнями, а также ларец для мощей с пятью драгоценными камнями. Кроме того, в Ларгвиси были серебряная чаша (очевидно, 1470 гг.) с надписью на нусхури, в которой упоминается эристав Шалва (II); серебряный потир с надписью на мхедрули (1720 г.); серебряные потир, дискос и копие, пожертвованные эриставом Георгием и его супругой Тамар, с надписью на мхедрули; серебряная лампада с надписью на мхедрули; серебряная чаша, пожертвованная Сосиком Тусишвили, с надписью на мхедрули (все – XIX в.); две медные чаши с надписями на мхедрули (XIX в.), в одной упоминается Тамаз Химшиашвили; пожертвованная в Ларгвиси серебряная пряжка (1678–1680 гг.) с надписью на мхедрули, в которой упоминаются сын царя Вахтанга I царевич Леван (Шах Кули-хан) и его почившая супруга Тута, дочь гурийского князя.



 
PR-CY.ru