ЛАРГВИСИ - Страница 5

Настоятели монастыря: Феодор (начало XV в.), Шио (Ломисдзе; очевидно, до 1470 г.), Георгий (Журули; с 1470 г.), Гавриил (начало XVIII в.), Герман (середина XVIII в.), Пафнутий (Хозиашвили; конец XVIII – начало XIX вв.). Архитектурный ансамбль окружён с востока рекой Ксани, с юга – рекой Чурта, с севера к нему прилегает крутой лесистый хребет. Рельеф определил многостороннюю планировку ансамбля. Здания выстроены из рваного камня, местами использованы резной камень и кирпич. Главный вход в Ларгвиси находится с южной стороны, дополнительный – с запада. Комплекс напоминает оборонительный ансамбль: он окружён крепостной стеной и состоит из двух разделённых внутренней стеной дворов. Верхний двор, где находились жилые здания, был лучше защищён, с северной стороны обнесён стеной, подобной крепостной; в ней прорезана дверь, соединяющая верхний двор с нижним (украшена со стороны нижнего двора: над проёмом глубоко вырезан Голгофский крест). Ансамбль Ларгвиси составляют церковь во имя великомученика Феодора Тирона, стены, башни, цитадель и жилые здания, с запада и юга от церкви находятся руины монастырских строений. В северной, меньшей части ансамбля сохранились главная башня и жилые строения. Цитадель, предположительно жилище эриставов, находится на самом высоком месте комплекса перпендикулярно ограде, на пересечении северной и западной стен. Двор с церковью великомученика Феодора сравнительно большой. Исследования на монастырской территории не проводились, что затрудняет изучение первоначальной планировки зданий Ларгвиси. Церковь во имя великомученика Феодора Тирона в «Памятнике эриставов» упоминается как «верхняя». По мнению исследователей, это указывает на её локализацию в верхнем дворе (таким образом, нижний двор, где стоит церковь, изначально был верхним, а двор продолжался вниз) либо на то, что ниже её находилась церковь во имя Иоанна Предтечи. Храм центрально-купольный (20х12 м). Современное здание представляет собой простое, вписанное в прямоугольник строение с продолговатыми пропорциями, не имеет врат, стои и придела, упомянутых в источниках. В интерьере алтарь и боковые помещения заканчиваются апсидами. Средняя апсида наиболее глубокая, имеет три полукруглые ниши, расположенные с равномерными интервалами. Ниши вписаны в прямоугольную раму. Жертвенник и диаконник соединяются с зальным и алтарным пространствами арочными дверями; оба боковых помещения имеют по два этажа. Верхние этажи предположительно служили потайными сокровищницами. Дверь, ведущая к ним, труднодоступна и незаметна. Если в других церквах двери потайных помещений выходят в зальное пространство, то в кафоликоне Ларгвиси оба тайника имеют один вход, в юго-восточном углу потолка жертвенника; южный и северный тайники соединяются широким переходом, расположенным в толще восточной стены. Переход достаточно высок, чтобы пройти не согнувшись. Бойницы, устроенные во внешних стенах комнат, свидетельствуют о том, что тайники использовались также в оборонительных целях. Интерьер представляет собой единое пространство. Алтарь отделён от зала двухступенчатым возвышением и не имеет вимы (солеи). Купол опирается на алтарные выступы и два восьмигранных столба с западной стороны.

 



 
PR-CY.ru