ЛАРГВИСИ - Страница 7

По мнению праведного Евфимия Такаишвила, над вторым этажом башни была надстроена колокольня; по мнению Пармена Парнаозовича Закараи, она могла размещаться над третьим этажом. Цитадель, построенная из сланцевого камня в северо-западной части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Её южный фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство её интерьера – форму равностороннего креста; угловые комнаты – различные формы и размеры. Сохранились три этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-западная комната второго этажа предназначалась, как полагают исследователи, для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие – уступчато-венчатый купол, так называемый гвиргвини. Широкие в интерьере четырёхугольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении. В северо-восточной части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились два этажа. Исследователи полагают, что она имела функцию защиты врат и дозорное назначение. Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохранился) был представлен четырьмя большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и святого Иоанна Предтечи, слева – Пресвятой Богородицы с Младенцем и апостола Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери – пространная надпись, выполненная нусхури, в которой упоминались дата создания иконы (1762 г.) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Ларгвиси эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна. Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя – Тамар Амилахвари. Живописные иконы не сохранились. Главная икона Ларгвиси – великомученика Феодора Тирона – была создана в 1750 г. Святой мученик представлен во весь рост; образ имеет чеканный оклад. Двухстрочная надпись на нусхури упоминает эристава эриставов Шанше. Большая икона великомученика Феодора на коне, в серебряном с чернью окладе, украшена камнями, относится к позднему Средневековью.

 



 
PR-CY.ru