ЛАРГВИСИ - Страница 2

В «Памятнике эриставов» сохранились сведения о протоиерее Иоанне Бандас-дзе. В 1320 гг. он сопровождал Пипу Квенипневели, сына эристава Шалвы (I), к египетскому султану для ведения переговоров о возвращении грузинским монахам «ключей иерусалимских», т.е. храма Гроба Господня. Дипломатическая миссия завершилась успешно, и протоиерей Иоанн был посвящён в сан модзгварт-модзгвари (благочинного) грузинских монастырей Иерусалима (подробнее см. в ст. Крестовый монастырь). Ларгвиси был одним из мощных культурных очагов средневековой Грузии. Здесь изучали грамоту, каллиграфию, изготовление пергамена и книг, живопись, архитектуру, а также «дела мирские»; в Ларгвиси создавали оригинальные сочинения (в том числе исторические, например, «Памятник эриставов»), иллюминировали рукописи. Во второй половине XIV – начале XV вв. в Ларгвиси работали три книжника: Георгий Табаури, Авгарь (Авгароз) Бандас-дзе и его сын Григорий (Григол) Бандас-дзе. С середины XIV в. в Ксанском ущелье (как и по всей Грузии) шли междоусобицы, и распространялись эпидемии. Ларгвиси сильно пострадал во время шестого похода Тамерлана (Тимур-Ленга) на Грузию (1400 г.). Нашествие монголов и мор унесли много человеческих жизней в Ларгвиси. В начале XV в. была восстановлена разрушенная церковь, а в 1420–1430 гг. Григол Бандас-дзе пристроил притвор, расписал интерьер церкви, пожертвовал две кадильницы и лампады, возобновил иконы, оковал их, нашёл книги «Параклитик», «Апостол», «Авгарь» (апокрифическое сочинение – переписка царя Авгаря с Христом), «Гулани»; возвёл колокольню, построил дом для постояльцев, марани (погреб) на 20 кувшинов, скотный двор и амбар. В 1460 г. царь Грузии Георгий VIII (1446–1466 гг.) закрепил Ларгвиси за эриставом Шалвой (II) Квенипневели и его потомками. К 1470 г. Шалва (II) обновил монастырь, что подробно описано в его дарственной грамоте Ларгвиси: «...Сперва дал разрисовать заднюю сторону сводов главной церкви святого Теодоре и воздвиг крест на вратах алтаря, полного иконами с мощами. [Заказал] переписать псалмы и книги пророков в одну новую книгу, [положил] одно большое блюдо серебряное, [дал] оправить книги метафрасов; положил одеяние для облачения. Построил церковь Крестителя, заказал её разрисовать и украсил иконами, книгами и одеянием полностью без недостатка. Оградил оградой и устроил трапезу (алтарь), и воздвиг киворий, и покрыл тёсаным [камнем]. Построил погреба с навесами и снабдил карасами (кувшинами для хранения вина). Обил двери башни и ограды. Построил над вратами ограды часовню, перекрыл тёсаным камнем и положил наверху крест медный, построил амбары и поставил под ними карас». Шалва (II) Квенипневели пожертвовал Ларгвиси сёла Ахалубани, Иврети (в ущелье реки Меджуда) и Эредай (современная Эреда, близ города Ахалгори) с принадлежащими им виноградниками, подтвердил право на владение селом Куртай (современная Курта, муниципалитет Ахалгори) и другими селениями, которые «монастырю были пожертвованы нашими дедами и [их] потомками». Шалва (II) издал юридический акт, который определял меру наказания за совершённые на территории Ларгвиси преступления: стычки, кровопролитие, блуд, воровство, оскорбление священников, стариц и монахинь (упоминание стариц и монахинь может говорить о том, что на территории монастыря действовал ксенон, где они ухаживали за немощными и убогими). О настоятелях монастыря в XIV–XV вв. исследователям известно мало (в приписке (начало XV в.) к «Параклитику» упомянут настоятель Феодор).

 



 
PR-CY.ru