ЛАРГВИСИ - Страница 6

На перемычных парусах от подкупольного пространства к барабану купола использованы рельефные тромпы. Данный архитектурный элемент вновь стал использоваться в XVI–XVIII вв. в колокольнях, трапезных и в притворах, если раньше имел конструктивное назначение, то позднее носил более декоративную функцию, как в кафоликоне Ларгвиси. Боковые рукава короткие, одного размера. Западный рукав сообщается с боковыми нефами посредством пары высоких арок. Нефы разделены на два участка с разным перекрытием, выложены кирпичом. Все арки интерьера (также кирпичные) имеют стрельчатую форму. Входы в церковь – с запада (в центре стены) и юга (западная часть стены). Пол каменный, стены оштукатурены. Благодаря высоте десятигранного барабана церкви, почти равного высоте основной части здания, создаётся впечатление вытянутых ввысь пропорций. Фасады церкви просты. Декор ограничивается обрамлением окон и дверей. Храм выстроен из бутового камня и кирпича, в углах карнизов, окнах и дверях использованы тёсаные камни. Двухступенчатый цоколь выложен большим резным камнем. Церковь хорошо освещена. Форма десяти окон купола традиционная; формы других окон (в рукавах и нефах) различные, окна на фасадах миндалевидной формы. На восточной стороне – три окна; в отличие от боковых окон, обрамлённых в виде четырёхугольника резным камнем, средний наличник повторяет миндалевидную форму оконного проёма. Отличается и орнаментальный мотив – боковые окна очерчены растительным декором в один ряд, среднее украшено двойной каймой наличника с геометрическим рисунком. Над средним окном изображён рельефный резной крест с трёхлистными завершениями рукавов. Малые кресты высечены над боковыми окнами. Западный фасад украшен практически так же; крест здесь изображён над дверью, каменная облицовка боковых окон не имеет орнамента. Полукруглая дверь обрамлена рельефным валом и орнаментом с рисунком цепи. С обеих сторон орнаментальный мотив внизу завершают вписанные в круги изображения 6-лепестковых цветов с трилистниками в сердцевине. Выше арки, к югу, высечены рука зодчего и орудия труда – угольник и молот. Дверной декор имеет сходство с украшением южной двери, только орнаментированная кайма шире. Окна южного фасада облицованы тесаным камнем. Тёсаными квадрами выложен и барабан купола. К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Исследователи полагают, что в какой-то её части находилась гробница ксанских эриставов. Крепостная стена монастыря укреплена контрфорсами и неравномерная по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне второго яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведёт широкая ступень, так называемая тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; её внешний фасад однороден с кладкой стены.

 



 
PR-CY.ru