ЛЬЮИС Клайв Стейплз - Страница 10

Для натуралистов мышление и прочие проявления разума есть следствие физико-химических процессов человеческого организма, тогда как чудо, скорее, не сверхъестественное событие, а природное явление, понимаемое человеком в правильном контексте. «Когда человек, воспитанный в ложном христианском духе, занявшись астрономией, поймёт, как величественно безразлична к человеку почти вся реальность, и, возможно, утратит веру, он может именно тогда испытать впервые поистине религиозное чувство». Тем не менее, К.С. Льюис не отрицает и чуда как прямого вмешательства Бога в ход истории человечества. Но и в этом случае материальная реальность, природа «выдерживают» подобное вмешательство, т.к. сотворены Богом. «Чудо не беспричинно и не лишено последствий. Причина его – Бог, последствия идут по законам природы». В трактате «Чудо» К.С. Льюис рассматривает вероучение о грехопадении, Боговоплощении, воскресении мёртвых и др. В 1955 г. К.С. Льюис опубликовал духовную автобиографию «Настигнут радостью» («Surprised by Joy: The Shape of my Early Life»), в которой анализировал детство и юность и особенно внимательно – обретение веры в возрасте 33 лет. Название произведения – аллюзия на сонет английского поэта Уильяма Вордсворта «Surprised by joy-impatient as the wind...» (в переводе Григория Михайловича Кружкова: «Смутясь от радости, я обернулся...»). Но если У. Вордсворт описывает душевную боль, вызванную смертью дочери, то К.С. Льюис описывает состояние, которое обозначает также немецким термином «Sehnsucht» («горячее желание, стремление»). Для К.С. Льюиса «joy» или «Sehnsucht» подобно библейскому пониманию горячей любви души к Богу (ср. с «Книгой Песни Песней Соломона»). Описывая историю жизни в контексте потери и обретения веры, автор понимает, что природа «радости» – это следствие присутствия Бога в жизни человека. К.С. Льюис приходит к выводу, что «[радость] существенна лишь потому, что указывает на что-то другое, запредельное» (перевод: Любови Борисовны Сумм). В трактате «Любовь» («The Four Loves». L., 1960 г.) К.С. Льюис описывает это чувство как феномен и рассматривает его сквозь призму философии и богословия. Основой книги стали программы К.С. Льюиса на Би-би-си, посвящённые теме любви. Повествование выдержано в контексте библейской цитаты «Бог есть Любовь». Сначала К.С. Льюис рассматривает любовь-нужду и любовь-дар. Второй тип любви в высшей форме – это любовь Бога к человеку и миру. Одно из проявлений любви-нужды – потребность ребёнка в матери. Несмотря на явное превосходство любви-дара над любовью-нуждой, человек не может обойтись без первого типа любви, тем более что именно любовь-нужда подталкивает человека к поискам Бога. К.С. Льюис описывает и удовольствие как следствие любви и также упоминает удовольствие-оценку и удовольствие-нужду. Наиболее значимая часть трактата посвящена четырём видам любви. Первый – эмпатия, или привязанность, она меньше всех видов любви отличает человека от животного и не превозносится, как и милосердие.

 



 
PR-CY.ru