ЛЬЮИС Клайв Стейплз - Страница 9

В книге «Страдание» («The Problem of Pain». L., 1940 г.) К.С. Льюис обращается к проблеме теодицеи и пытается найти согласование между всемогуществом Бога и допущением Им существования в мире зла и страдания. Разрешение этой антиномии автор находит в личности Христа: «Сын Божий страдал до смерти не для того, чтобы мы не страдали, но для того, чтобы страдания наши стали такими, как у Него» (эпиграф). Страдание для К.С. Льюиса есть, с одной стороны, следствие наличия у человека свободной воли, обладая которой он вносит в мир зло и боль. С другой стороны, страдания – это естественный путь к Богу. «Разные дороги ведут к Христу. Но не забыть бы, что все они проходят через Голгофу». В книге «Просто христианство» К.С. Льюис попытался описать христианство как таковое без учёта конфессиональных различий. Он хотел «объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времён». Термин «просто христианство» К.С. Льюис позаимствовал у пуританского богослова XVII в. Ричарда Бакстера, для которого он означал христианскую веру в её протестантской «простоте». К.С. Льюис разослал рукопись священнослужителям англиканской, методистской, пресвитерианской и католической церквей. После получения положительных отзывов К.С. Льюис передал рукопись в издательство. В этой книге К.С. Льюиса волнуют вопросы природы зла, практической морали, антиномичности учения о Святой Троице и др. Четвёртая часть книги стала вкладом К.С. Льюиса в развитие христианского экзистенциализма, поскольку он предполагает, что истинное раскрытие предназначения человека возможно только в случае преодоления эгоизма (границ экзистенции) с помощью веры в Бога. Ещё одним важным апологетическим произведением К.С. Льюиса стал трактат «Чудо» («Miracles: A Preliminary Study». L., 1947 г.). В 1960 г. этот трактат был опубликован в изменённом виде. Причиной послужили аргументы, которые были высказаны участниками Сократовского клуба, но основной принцип трактата остался неизмененным. Впоследствии этот принцип исследователи назовут «аргументом от причины», который направлен на критику натуралистической трактовки Вселенной. Натурализм как философская позиция понимает мир исключительно в рамках материальной реальности и отрицает существование внеприродных (нематериальных) форм существования. Аргумент от причины, разработанный К.С. Льюисом, с одной стороны, доказывает надприродное положение человеческого разума, с другой стороны, подразумевает связь разума человека с Божественным разумом. С точки зрения К.С. Льюиса, природа (материальность) обретает истинное значение только в случае признания Первопричины (Бога). Говоря о существовании Бога как об обязательном условии полноценного понимания материальной реальности, К.С. Льюис вместе с тем возвышает статус человека и доказывает независимость человеческого разума от природы (по отношению к природе разум действует и существует сам по себе).

 



 
PR-CY.ru