ЛЬЮИС Клайв Стейплз - Страница 4

Плоду древа познания добра и зла К.С. Льюис даёт вполне традиционное христианское толкование: он не обладал духовными или магическими свойствами, запрет на его вкушение был обусловлен испытанием верности прародителей Богу. К.С. Льюис отмечает, что в начале поэмы дьявол представлен в героическом свете и напоминает античного Прометея, а ближе к концу произведения его образ становится скучным. Подобное изменение связано для Дж. Мильтона со вторичностью зла, которое не может творить и лишь паразитирует на добре (классическая идея для К.С. Льюиса, использованная в «Письмах Баламута» и других произведениях). Вне рамок христианского предания находится представление К.С. Льюиса о дыхании Бога, которое он толкует в каббалистической традиции. Монография «Английская литература в шестнадцатом столетии», стала классической работой в области английского литературоведения. Итоговым для К.С. Льюиса исследованием в области средневековой литературы стала монография «Отброшенный образ: Введение в литературу Средневековья и эпохи Возрождения» («The Discarded Image: An Introd. to Medieval and Renaissance Literature». Camb., 1964 г.), в которой он рассмотрел так называемую средневековую модель устройства мироздания. Богослов-философ эпохи Средневековья пытался систематизировать окружавшие его мир материальный и мир духовный. Его «модель» мироздания представляла собой цельную систему и включала: Землю, как обиталище людей, недра Земли, как обиталище демонов, и небеса, как место пребывания Бога и Его ангелов. Вселенная для средневекового мыслителя похожа на величественный собор. Архитектором его является Бог, а человеку предоставлен выбор – быть с Богом внутри Его благого мира или вне его – с обитателями тьмы (горгульями, сидящими на стенах собора и неспособными попасть внутрь). «Модель» Средневековья подразумевала, что у каждой сферы мироздания есть границы. У Земли они проходят по орбите Луны, за которой начинается пресветлый космос. Проникновение в него происходит постепенно по принципу псевдо-дионисиевской иерархии или лествицы Иакова, когда душа человека после смерти покидает тело и устремляется ввысь. Эпоха Средневековья давала людям ненаучное, но цельное представление о мироздании. Эпоха Возрождения, с точки зрения К.С. Льюиса, определив правильные астрономические принципы Вселенной, лишила человека живого ощущения космоса, поскольку из обители Бога сделала его пустым и мёртвым пространством. По мнению исследователей, отдельного упоминания заслуживает работа К.С. Льюиса и британского литературоведа Ю. М. У. Тилльярда (1889–1962 гг.) «Персональная ересь» – полемика двух специалистов о влиянии личности автора на создаваемое произведение.

 



 
PR-CY.ru