«ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА» - Страница 7

Вслед за анафорой возглашается ещё одна просительная ектения со священнической молитвой «Тебе предлагаем живот наш», которые развивают темы молений эпиклезы. После возгласа исполняется молитва Господня «Отче наш», и священник читает главопреклонную молитву (некогда это был отпуст непричащающихся верных, на что до сих пор намекают как текст этой молитвы в «Литургии Иоанна Златоуста», так и предваряющий её диаконский возглас «Главы ваши…»), а затем – молитву перед возношением Даров «Вонми, Господи». Взяв в руки святой агнец, он возглашает «Святыня – святым», т.е. верным, а затем разделяет святой агнец на части и вкладывает одну из них в святой потир, крестообразно осенив его ею, после чего в святой потир вливается теплота. Священнослужители причащаются Святых Таин (в это время поётся причастен дня или праздника), затем, после возгласа «Со страхом Божьим» выходят со святым потиром (одним или при множестве причастников несколькими) из алтаря и причащают мирян (в это время в русской практике, как правило, поётся пасхальный причастен «Тело Христово...», а в греческой – тропарь «Вечери Твоея...»). После завершения причащения мирян хор поёт «Аллилуия», а после возгласа священника «Спаси, Боже» – стихиру Пятидесятницы «Видехом свет истинный» (в пасхальный период – тропарь Пасхи, а затем Вознесения Господня; в греческой традиции и на другие праздники здесь исполняется соответствующий тропарь; в дониконовской практике в этом месте службы нет песнопения). Духовенство, покадив священные сосуды со Святыми Дарами на святом престоле, берёт их в руки и с возгласом «Всегда ныне и присно» показывает народу в последний раз, после чего переносит их на жертвенник, где вновь кадит. Хор поёт тропарь «Да исполнятся уста наша». Затем возглашается благодарственная ектения (в это время священник должен читать соответствующую молитву; в современной русской практике эта молитва часто совершается ещё до причащения мирян, что противоречит древним рукописям и самой логике последования), а после неё возглашается «С миром изыдем», и священник выходит из алтаря для чтения заамвонной молитвы вслух всего народа. Возвращаясь в алтарь, он совершает молитву на окончание службы и потребление Святых Даров (хор трижды поёт стих Пс. 112:2 и Пс. 33 (во время его пения священник должен раздавать антидор; на практике псалом нередко опускается; на Пасху «Да исполнятся уста наша», Пс. 112:2 и Пс. 33 заменяются повторами тропаря Пасхи). Литургия завершается отпустом и целованием креста (подробное описание порядка совершения «Литургии Иоанна Златоуста» в современной русской практике приведено в книге: Георгиевский. 1951 г.; отличия современной греческой и русской практик служения литургии рассматриваются в работе: Печатнов. 2008 г.). По мнению исследователей, анафора «Литургии Иоанна Златоуста» отличается литературным изяществом, богословской ясностью и выразительностью. После обычного вступительного диалога следует обращение к Богу и затем двойное описание Бога Троицы апофатическое и катафатическое. Далее кратко упоминаются темы сотворения Богом людей и Его спасительного домостроительства после их грехопадения.

 



 
PR-CY.ru