«ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА» - Страница 5

В правленых русских печатных изданиях Служебника последование входных молитв, облачения и проскомидии озаглавлено как «Чин священной и божественной литургии». По своему смыслу такое заглавие должно относиться к «Литургии Иоанна Златоуста» целиком, но после окончания проскомидии в Служебнике начинается статья с основным текстом «Литургии Иоанна Златоуста», со своим собственным заголовком "Божественная литургия иже во святых Отца нашего Иоанна Златоустаго". В действительности заглавие чина проскомидии является названием диатаксиса (диатаксис – «чин по порядку», «устав») Божественной литургии, т.е. подробного описания всех её священнодействий от начала до конца. В русских изданиях тексты формуляра «Литургии Иоанна Златоуста» и её диатаксиса объединены, но с сохранением заглавий; иными словами, первое заглавие можно отнести не только к чину проскомидии (как это выглядит в Служебнике), но ко всем рубрикам «Литургии Иоанна Златоуста», второе – к её молитвам и ектениям. Первоначально диатаксисы представляли собой внешний по отношению к литургии текст, их развитие в XI–XIV вв. было связано с отсутствием подробных указаний о порядке совершения «Литургии Иоанна Златоуста» в византийских рукописях Евхология. С XIV в. стандартным стал диатаксис, описывающий афонскую практику совершения литургии того времени и отредактированный будущим Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (ум. в 1377/1378 г.); он и вошёл в состав Евхологиев и Служебников и во многих изданиях слился с чином «Литургии Иоанна Златоуста» в одно целое. Чин проскомидии (т.е. приготовления евхаристических Даров) завершается священнической молитвой (в печатных изданиях «Литургии Иоанна Златоуста» и «Литургии Василия Великого» имеют одну и ту же молитву «Боже, Боже наш, небесный Хлеб», но в южноиталийских рукописях «Литургии Иоанна Златоуста» часто имеет свою особую молитву протесиса наряду с особыми молитвами малого входа и Трисвятого; в древнейших славянских рукописях эти же особые молитвы протесиса и Трисвятого входят, напротив, не в «Литургию Иоанна Златоуста», а в «Литургию Василия Великого», тогда как молитва малого входа встречается в обеих литургиях – либо среди входных молитв перед службой, либо среди молитвословий великого входа; кроме неё древнерусский чин «Литургии Иоанна Златоуста» имел целый ряд других особенных текстов). После молитвы о Дарах читается молитва над кадилом, совершаются покровение Даров и каждение. Литургия оглашенных начинается с молитв священнослужителей у святого престола, затем произносится возглас «Благословенно царство», и читается мирная ектения (и молитва первого антифона «Господи Боже наш, егоже держава». После неё совершается так называемый энарксис – некогда самостоятельное последование, состоящее из трёх антифонов. В современной русской практике (за исключением важнейших праздников, имеющих свои антифоны) в этом качестве обычно исполняются Пс. 102 и 142 и блаженны, происходящие из чина изобразительных антифонов; в греческой практике – вседневные антифоны. Антифоны перемежаются малыми ектениями и священническими молитвами (они называются молитвами второго и третьего антифонов).

 



 
PR-CY.ru