КИРИЛЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 16

Собор ограничился осуждением Нестория и не написал никакого вероизложения, отправляясь от фиктивного неисторического предположения вседостаточности и ясности веры, изложенной отцами Никейского собора. Феодосий распустил Собор, не утвердив его, не решив прямо, какая сторона представляет собой голос Вселенской церкви. В 432 г. император потребовал, чтобы Иоанн Антиохийский и Кирилл Александрийский «возвратились к прежнему единению». В 433 г. состоялась уния, в которой народ видел «учение Кирилла Александрийского, провозглашаемое антиохийцем». Кирилл Великий был близок к цели, которая вдохновляла александрийских епископов со времён Афанасия Великого, – к первенству на Востоке. Он царил над египетским клиром и народом безраздельно, победил столичного архиепископа и даже правительство. Авторитет Кирилла был сильным оплотом против разных тёмных ревнителей. Он прикрыл восточных своим соединительным посланием «Да возвеселятся небеса» и обуздывал слишком рьяных и сильным словом наставлял заблуждавшихся и извращавших его собственное учение. Он требовал от восточных немалого, но и на многое согласен был смотреть сквозь пальцы, снисходительно смотрел на усилия восточных доказать, что они никогда не заблуждались несториански, – и оставлял без внимания. Александрия была готова превратиться во второй Рим. Но для двух таких кафедр не было места, и это привело к противостоянию между Александрией и Римом (в лице папы Льва I Великого; 440–461 гг.), которое закончилось на Халкидонском соборе в 451 г. полным разгромом Александрии. Кирилл Александрийский всеми мерами боролся за религиозно-политическую власть в Александрии, преследуя язычников, иудеев и христиан – противников его епископата, что неоднократно приводило к кровопролитию. В конфликтах с властями и населением города он опирался на нитрийских монахов, вооружённых его дядей Феофилом против гермопольского епископа Диоскора (Диоскор порицал Феофила за корыстолюбие). Борьба Кирилла Великого с обширной иудейской общиной Александрии шла вразрез с политикой римской власти и сделала его врагом префекта Ореста. Обострение этого конфликта наступило после обращения иудейской общины к префекту с жалобой на христианина, последователя Кирилла, устроившего беспорядки во время традиционных театральных представлений иудеев. Римские власти осудили его действия и подвергли пыткам. Наиболее кровавым эпизодом этой борьбы было организованное Кириллом изгнание евреев из Александрии, что явилось одним из первых изгнаний евреев из христианских стран. Вот как описывает это Сократ Схоластик: «В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, – по следующей причине. …Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии. Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь, соимённая Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось.

 



 
PR-CY.ru