КИРИЛЛ ВЕЛИКИЙ

КИРИЛЛ ВЕЛИКИЙ – Александрийский патриарх (376 г. – 27 июня 444 г.), христианский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству, представитель александрийской богословской школы, Отец церкви. Из сочинений Кирилла Александрийского исследователи особо выделяют трактат «Против Юлиана», написанный около 433 г., в котором он разбирает сочинение Юлиана Отступника «Против галилеян», известное только по его опровержению. Из предполагаемых 30 книг сохранилось только 10 первых и 11–20 в отрывках. Работа Юлиана многих смущала, поэтому церковь забыла даже те сочинения, которые цитировали для опровержения. Догматические произведения Кирилла Александрийского имеют полемический характер. Ранние («Свод о святой и единосущной Троице», «О святой и единосущной Троице») направлены против ариан, более поздние (три послания к Несторию, анафематизмы и их разъяснения, послания к Феодосию, «Против богохульств Нестория» (в 5 кн.), «Схолия о воплощении Единородного», защитительное послание к императору, трактаты «О воплощении Бога Слова», «О единстве лица во Христе», «Против Нестория», «Против тех, которые не хотят называть Марию Богородицей») – против несториан. По мнению исследователей, значение Кирилла Александрийского в догматическом отношении трудно переоценить: оно состоит в учении о боговоплощении, об отношении и способе соединения в единой личности Иисуса Христа божественной и человеческой природ. Раскрытие данного учения в его работах определялось противостоянием взглядам Нестория. Особенно много работ посвящено христианской экзегетике: «О поклонении и почитании Божества в Духе и истине» (в 17 кн.), «Сокровищница» (в 13 кн.), комментарии на книги Исайи и двенадцать малых пророков, фрагменты толкований на книги Царств, Псалмов, Притчей, Песнь Песней, на пророчества Иеремии, Иезекииля и др., а также толкование Евангелия от Луки (дошло до наших дней только в сирийском переводе). Сохранилось ещё несколько проповедей, 29 пасхальных посланий разного содержания и 88 писем, охватывающих события после 431 г. Кирилл Великий считается одним из наиболее значительных богословов своего времени, продолжателем традиций Александрийской школы, создателем христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Великого (около 298 – 373 гг.), великих каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского (около 310 – около 390 гг.). В христологии он был тем же, чем был Афанасий Великий во время тринитарных споров. Он не раз заявлял: «Не освободились бы от греха и проклятия, если бы плоть, в которую облеклось Слово, не было по естеству человеческой, потому что с чуждым для нас не было бы у нас ничего общего». Именно поэтому Кирилл Александрийский ставит себя в число противников Аполлинария Лаодикийского. Однако в действительности он стоит к нему ближе, чем кто-либо. Кириллу пришлось бороться на два фронта: с умершим Аполлинарием и с живыми антиохийцами (с Несторием во главе). Эта борьба заполнила всю его жизнь. Для поражения противника он нередко хватается за мысли, которые справедливо критиковались Феодоритом Киррским (386–457 гг.), Несторием и другими богословами как аполлинарианские. В письме «Ad reginas» он принимает следующее положение Аполлинария, считая его принадлежащим Афанасию Великому: «Исповедуем в одном Сыне не два естества, – одно поклоняемое, а другое непоклоняемое, но одно воплотившееся естество Бога Слова». В результате соединения естеств получается нечто среднее, а после соединения два естества во Христе можно различать in abstracto. Христос не в двух естествах, а из двух естеств.

 



 
PR-CY.ru