КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 17

При засухе, например, в Бобровском уезде Воронежской губернии крестный ход на поля происходил следующим образом. «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши Утреню и Литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом всё поле. Впереди идут с иконами, за ними – священник, облачённый в фелонь и епитрахиль, несёт крест; сопутствующий клир поёт богородичны гласа и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста. В пяти местах, вперёд избранных, весь ход останавливается, и служат молебны с водоосвящением». Первый молебен посвящали Спасителю; после окончания молебна все прикладывались к кресту, и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божьей Матери; третий – святителю Николаю; четвёртый – пророку Илье. Пятым служили молебен о бездождии. День для поднятия образов выбирали чаще всего праздничный. К священнику обращались с вечера: «Вот, мол, образа желают поднять». Утром все мужики и свободные от хозяйства и дети, и бабы шли в церковь. «Отслушав заутреню, берут хоругви, все образа, носимые в Пасху, образ Илии пророка и, предшествуемые священником, при пении причта, идут в деревню». Этому крестному ходу придавалось такое значение, что состав икон был такой же, как на Пасху. Особо оговорен образ Илии пророка, к которому всегда обращались с молитвами о дожде. 19 мая 2002 г., в день рождения Николая II из Екатеринбурга, от места расстрела царской семьи, в Кострому, откуда взошла на престол династия Романовых, отправился 1600-километровый покаянный крестный ход – «От Ипатьевского дома до Ипатьевского монастыря». Его целью было пробуждение в народе покаяния за грех цареубийства и молчаливого, безучастного соучастия в нём. Вскоре после отбытия крестного хода из Екатеринбурга появилось сообщение, что его, якобы, не пустили на территорию Татарстана. Эта информация была растиражирована накануне визита в Свердловскую область президента этой республики. Редакция «Православной газеты», удивлённая и обеспокоенная таким поворотом событий, связалась с екатеринбургским организатором крестного хода А.А. Бариджем. Андрей Анатольевич рассказал, что покаянный крестный ход, пройдя 1600 км, прибыл в Кострому 29 июля. Две ночи подряд паломники молились у Феодоровской иконы Божьей Матери. 31 июля в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря паломники молились за божественной литургией. На богослужение туда перенесли из Богоявленского храма Костромы Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. После литургии в монастыре был совершён благодарственный молебен, прочитаны покаянные молитвы. Этим и ещё «покаянными слезами» крестный ход и завершился. На всё время пребывания в Костромской епархии за паломниками был закреплён священник Олег Новиков. Накануне службы с участниками крестного хода встречался архиепископ Костромской и Галичский Александр, а после неё гости отобедали в Знаменском монастыре Костромы. 23 сентября 1608 г. объединённое 25−30 тысячное войско Яна Сапеги и Александра Лисовского подошли к Троице-Сергиеву монастырю, желая захватить его богатства. 16 месяцев обороняли монастырь, имея в своих рядах около 3 тыс. защитников. 26 октября 1608 г. по благословению архимандрита Иоасафа был совершён крестный ход по стенам обители. С тех пор вплоть до 1917 г. в Лавре существовал обычай отмечать память освобождения монастыря совершением крестного хода по стене лаврской крепостной ограды в ближайший к 12 января воскресный день.

 



 
PR-CY.ru