КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 12

Малыми называются крестные хода после Утрени, в последние семь дней Успенского поста. Из одного из соборов, малый крестный ход обычно направлялся к Успенскому собору. С этим соединено особое чествование праздника Успения Пресвятой Богородицы и воспоминание о том, что апостолы с разных концов земли пришли в Иерусалим ко дню успения Матери Господа. Большие, торжественные, крестные хода соединены с воспоминаниями о помощи Божьей, оказанной Москве, а с ней и всей России, в тяжёлые времена для Отечества. Они выходили из Большого Успенского собора, первенствующего храма первопрестольной столицы и направлялись туда, где совершалось торжество, а потом опять возвращались в Кремль. Из описания крестных ходов, которые имели место в Москве, исследователям с достоверной точностью известно, как они совершались в XIX в. Крестные хода в Москве отличались многолюдством и особым благолепием. Множество богатых, большей частью литых из серебра, хоругвей двигалось из кремлёвских ворот. По три человека несли каждую из них и часто на пути сменялись. Усердие граждан образовало особое общество хоругвеносцев, исполняющих эту обязанность с точностью и с соблюдением очереди. Это общество поставляло достаточное число людей для перенесения многочисленных хоругвей из Кремля в отдельные загородные монастыри, куда направлялся крестный ход. Хоругвеносцам присвоены особого покроя и цвета кафтаны. За многочисленными хоругвями, двигающимся медленно в густой толпе народа, шествовали попарно диаконы, за ними шли священники, протоиереи и архимандриты. После них следовал большой фонарь, запрестольный крест и святые иконы, которые несли старшие из священников, а иногда и народа. Певчие предшествовали архиерею, замыкающему шествие вместе с сослужащими ему духовенством. Из церквей, лежащих по пути шествия, выступали навстречу крестному ходу хоругви и иконы при звоне во все колокола. Крестный ход обычно выходил из Большого Успенского собора и к началу поздней литургии приходит на место назначения, где совершалось церковное торжество, и откуда, после литургии, крестный ход, в том же порядке и по тому же пути, возвращался в Кремль, в Успенский собор. Как совершались крестные хода, исследователи находят в традиции города Киева, для которого это был особый праздник. По традиции, восходящей к 1861 г., 15 (28) июля все городские храмы принимали участие в крестном ходе и выходили к Набережному шоссе. Там в основании «колонны Магдебургского права» были устроены часовня и небольшой водоём, куда свели воду из ближайших подземных ключей. Именно здесь происходила кульминация празднества – обряд малого освящения воды, потому что когда-то именно на этом месте князь Владимир окрестил двенадцать своих сыновей.

 



 
PR-CY.ru