КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 19

21 сентября 1892 г. с раннего утра толпы народа стекались в Кремль, и в 8 часов утра, после краткого молебна, крестный ход двигался через Спасские ворота по Никольской улице, в сторону Крестовской заставы. Одна из участниц (Марина Михайловна Громыко) так охарактеризовала состав и молитвенное настроение шествия: «Величественно, медленно и плавно двигался крестный ход, сплошной массой, запруживая самые длинные и широкие улицы Москвы. Простая крестьянка в оборванном зипуне шла вместе с элегантной дамой, одетой по последней моде; безграмотный мужик шёл рядом с учёным профессором – оба с непокрытыми головами, оба с одинаковым благоговением к Великому празднику… Одна мысль, одна молитва одушевляла эту неисчислимую толпу, придавала ей жизнь, сливала всех отдельных лиц в одно громадное целое, имя которому Русская земля». Очевидцы свидетельствовали, что в пределах Москвы в этом крестном ходе участвовало больше 300 тыс. человек. От Крестовской заставы Владимирская икона Божьей Матери и часть хоругвей возвращались в Кремль, а ход двигался дальше, по Троицкому шоссе и шёл до лавры с 21 по 24 сентября, с ночлегом в Больших Мытищах и Братовщине. Ночами у костров пели духовные песни. У часовни «Крест», в десяти верстах от Сергиева Посада, была встреча москвичей и присоединяющихся к ним по пути богомольцев с крестными ходами из Владимира, Суздаля, Коврова. Из Сергиева Посада ходили толпы богомольцев. «Многие стояли на коленях и горячо молились, иные от полноты охватившего чувства не могли удержаться от слёз». У стен монастыря московских и владимирских богомольцев встречал большой крестный ход лавры. В Троицком соборе, у мощей Сергия Радонежского, совершалась вечерня, и всю ночь шёл поток богомольцев прикладываться к мощам. Торжественное прославление Серафима Саровского состоялось в Сарове 1 августа 1903 г. По разным данным, народа собралось от ста до трёхсот тысяч человек. Вокруг монастыря даже был возведён целый городок для паломников. Из разных губерний прибыли крестные ходы. В те дни у мощей Серафима Саровского совершалось много чудесных исцелений молящихся. Подобного рода крестные ходы сопровождались многочисленными исцелениями. По ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия 21 мая 1849 г. было получено разрешение от Святейшего Синода по просьбе жителей Одессы совершать ежегодно крестный ход в память основания города Одессы – 22 августа 1794 г. По поводу молебнов, о которых просили крестьяне, Т. Успенский пояснил в 1859 г.: «Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно же во время засух, нечаянной и несвоевременной стужи и т.п.; молебствия совершаются умилостивительные. Но не отлагаются ходы и тогда, когда всё благоприятствует прозябению хлебных растений и обещает обильные плоды; но тогда молебствия бывают благодарственные». Особое место в годичной системе крестных ходов и молебнов занимали службы, посвящённые конкретным святым, а также связанные со святыми источниками или колодцами и часовнями. Крестные ходы к местным святыням могли быть обращены к определённому святому, но могли и не иметь такой связи. На приходе седа Короцка (Валдайский уезд Новгородской губернии) «…в день мученицы Пятницы бывает крестный ход из церкви в часовню, отстоящую в 14 верстах и устроенную при болоте на Ключе. Часовня устроена в древнее время по следующему случаю, как гласит предание. Здесь явилась икона великомученицы Параскевы. Икона трижды была переносима из часовни в церковь, но обратно туда возвращалась, пока не сняли с неё копии и не поставили в часовню.

 



 
PR-CY.ru