КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 16

Здесь любили служить известные иерархи церкви: митрополит Филарет (Дроздов), Московский митрополит Иннокентий, митрополит Владимир, ставший потом священномучеником, митрополит Макарий, патриарх Тихон, возглавивший последний крестный ход. История храма восходит к началу XVI в., когда на этом месте была построена каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. При царе Алексее Михайловиче, в память о чудесном прекращении засухи в день памяти святого пророка Илии, к древнему храму пристроили придел в честь Илии пророка, после чего, по приказу царя, ежегодно из Кремля в день памяти пророка к храму совершался крестный ход. Последний крестный ход возглавил в 1918 г. Патриарх Московский и всея России Тихон. В XIX в. на средства купцов Усачёвых был построен обширный придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, а в начале ХХ в. на прилегающей к храму территории воздвигли два многоэтажных приходских дома. После закрытия храма в 1920 гг. в его здании разместился филиал Государственного музея народов Востока, фонды которого до сих пор занимают здание церкви, несмотря на принятые правительством Москвы постановления о передаче здания Русской православной церкви. В сообщениях с мест по программам научных обществ были выделены «крестные ходы в поле для молебствия» по трём причинам: по поводу засухи, на зеленя (т.е. для освящения молодых зерновых всходов) и во время засева. В последнем случае священник после молебна с водосвятием сам бросал на пашню первую горсть посевного зерна, взяв её из севалки, где было смешанно сборное зерно – от каждого двора. Затем он шёл краем поля поперёк всех полос в сопровождении дьячка с водосвятной чашей и кропил. Сразу за ним двигался крестьянин, выбранный на сходке для почина сева. Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествовала панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков; 1880−1961 гг.). Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом духовной академии, приезжал в родную деревню и там пел на клиросе. Однажды засушливым летом группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился. «Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились… куда же? На общее кладбище своё… И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари вёлся этот обычай: живые молились по усопшим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких… Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слёз жалости и умиления к этим Божьим людям… И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слёзы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» Ночью пошёл долгожданный дождь. И не помню я из своей жизни случая, чтобы такие молебны оставались без исполнения». Этот описанный митрополитом Вениамином (Федченковым) случай удивительный и единственный, который встретился исследователям при изучении истории крестных ходов.

 



 
PR-CY.ru