КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 18

Крестные хода могли иметь и торжественный характер, быть как ежегодными, так и одноразовыми, которые совершались по какому-либо торжественному случаю духовной жизни. К крестным ходам, совершаемым ежегодно, исследователи относят те, которые были в день памяти святых или явления чудотворных икон. Обретение Великорецкой иконы святителя Николая произошло в 1383 г., когда крестьянин деревни Крутицы Агалаков обнаружил явленный образ на берегу реки Великой. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения, слава разнеслась по всей Вятской земле. Около 1400 г. жители Хлынова (столицы Вятского края) просили отпустить образ Чудотворца в Хлынов, обещав ежегодно приносить его на место явления. Так около 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход. Однажды, в 1554 г., большой пожар уничтожил многие здания в Хлынове, погорел и Никольский собор, где находилась Великорецкая святыня. Но икона чудом осталась невредимой. Через год образ Чудотворца с реки Великой совершил своё первое путешествие в Москву. В столице икону встречал царь Иван IV Васильевич Грозный. Сам митрополит Московский и всея Руси Макарий поновлял Вятскую святыню. В 1556 г. икона вернулась в Хлынов, щедро одаренная царём и митрополитом. В трудное для России время (в 1614–1615 гг.) икона вновь посещает первопрестольную столицу, теперь по просьбе царя Михаила Фёдоровича. Первый Вятский архиерей епископ Александр, прибывший на новую Вятскую кафедру в 1668 г., издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по старому стилю). С тех пор ежегодно 24 мая (6 июня) на берегах реки Великой собирались тысячи паломников. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, т.к. крестный ход вначале совершался водным путём. Вятский епископ Лаврентий в 1778 г. усмотрел, что крестный ход может быть сухопутным, тогда в нём сможет принять участие больше паломников. Великорецкий крестный ход был и остаётся самым продолжительным крестным ходом в православном мире и одним из самых многолюдных в России. В год празднования Тысячелетия крещения Руси отношения церкви и государства кардинально изменились, и уже в 1989 г. на берегах реки Великой вновь зазвучали песнопения божественной литургии. А ещё через год крестный ход был полностью возрождён. Таким образом, история Великорецкого крестного хода проходит красной нитью через всю духовную культуру Вятской земли. Особый вид составляли одноразовые, не повторяющиеся крестные ходы, назначаемые по какому-либо исключительно торжественному случаю духовной жизни. Они организовывались «сверху» церковными властями и согласовывались со светскими. В силу самого повода для торжеств они были выражением религиозности народа. Таким был, например, крестный ход из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в сентябре 1892 г., по случаю пятисотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. К этому ходу прихожане московских храмов тщательно готовились, заказывали хоругви с изображением Сергия Радонежского, явления ему Богородицы, образами святых его учеников. Во время хода впереди несли не только более семидесяти хоругвей, но и множество икон, в том числе известных всем москвичам чудотворные иконы: Владимирскую икону Божьей Матери из кремлёвского Успенского собора, образ святителя Алексия из Чудова монастыря, копии Иверской иконы Божьей Матери из Иверской часовни, иконы преподобных Андроника и Саввы из Спасо-Андроникова монастыря и святителя Стефана Пермского из храма при Первой Московской гимназии.

 



 
PR-CY.ru