КАМЮ Альбер - Страница 31

Высшее экзистенциальное значение абсурда, по убеждению Альбера Камю, состоит в том, что он провоцирует человека на бунт. Сам по себе абсурд негативен: он исключает выбор, предполагает нигилистическое отношение к жизни, к моральным ценностям и не предлагает никаких правил действий взамен: «Единственной ценностью становится ясность видения и полнота переживания». Однако в результате столкновения с абсурдом человек обретает ясность в отношении своего положения в мире, исходя из которой он может выстраивать собственную жизнь, «каждодневный бунт». В «Мифе о Сизифе» этот бунт осмысляется как личное дело одинокого индивида, тогда как в «Бунтующем человеке» и последующих сочинениях Альбера Камю происходит переосмысление бунта, который становится не только индивидуальным ответом на вызов абсурдного мира, но и коллективным ответом на вызов абсурдного общества. Анализ метафизического и исторического положения человека, по мысли Альбера Камю, приводит к выводу об абсурдной несправедливости человеческого удела. Одиночество, болезнь, смерть, убийства, казни, насилие, войны – всё это многообразные облики несправедливости, столкновение с которой вызывает у человека желание её преодолеть. Такое преодоление, по мысли Альбера Камю, метафизически осуществляется как бунт против Бога, а исторически – как бунт против власти. Любой бунт, согласно Альберу Камю, характеризуется двойственной структурой: в нём есть то, что отвергается («против чего»), и то, что утверждается («ради чего»). Бунтовщик выступает против любой власти, угнетающей его, реализуя тем самым своё право не быть угнетаемым, которое, по убеждению Альбера Камю, есть фундаментальное свойство человеческой природы. В этом смысле любой бунт есть утверждение человеческой природы и её прав как высшей ценности и высшего блага. Отказ от рабского удела одновременно утверждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого. Однако именно в связи с этим утверждением возникает главный парадокс бунта, который выделяет Альбер Камю: бунт ведётся ради человека вообще, однако всякий ведёт его как индивид, реализуя свою свободу. Из этой абсолютной свободы возникает главный соблазн бунтовщика – занять место того, против кого он бунтует. Бунт против Бога начинается признанием несправедливости установленного Богом миропорядка, а завершается отвержением существования Бога, богоборчеством и поставлением на место Бога самого бунтовщика.

 



 
PR-CY.ru