КАМЮ Альбер - Страница 37

Однако для такого признания требуется готовность человека к «прыжку» веры, о котором писали Тертуллиан, Блез Паскаль, Сёрен Киркегор и другие христианские мыслители, противопоставлявшие веру разуму. Человек должен либо отказаться от разума и остаться с Богочеловеком Христом, либо подвергнуть христианство рациональной критике, «разбожествив» Христа и приняв неизбежность своего страдания в абсурдном мире: «В той мере, в какой отрицается божественность Христа, мучения становятся участью человека». Альбер Камю считал, что христианство действительно способно предложить человеку веру и вытекающую из неё надежду. Однако страдания людей являются зримым опровержением и этой веры, и этой надежды. Предлагаемая христианством надежда «выносит за рамки истории вопрос об избавлении от зла и убийства», однако люди страдают от них «в истории», поэтому ответ христианства Альбер Камю считал неприемлемым для тех страдающих от несправедливости людей, которым нужна помощь сейчас, а не обещание блаженства «потом». Не осуждая тех, кто находят решение проблемы абсурда и страдания в христианской вере, Альбер Камю вместе с тем настаивал, что этот ответ может быть только итогом собственного пути духовных исканий человека и не должен навязываться ему извне. В «Постороннем» Альбера Камю присутствует описание того, как носитель религиозных убеждений насильственно требует от героя «поверить в Бога», признать факт «спасения». Такого рода «духовное насилие» было неприемлемо для Альбера Камю, считавшего его наиболее позорным извращением христианства. Отвергая в качестве способа решения экзистенциальных и общественных проблем христианскую веру, Альбер Камю вместе с тем признавал значимость христианской этики, в том числе и для формирования его собственного этического идеала. В качестве примера положительного влияния этических идеалов христианства на его собственное мировоззрение Альбер Камю приводил дискуссию о наказании для коллаборационистов и смертной казни с католиком Ф. Мориаком, в результате которой он увидел свою неправоту и отказался от защиты смертной казни, признав её бесчеловечность. Именно в этической высоте и чуткости христианства Альбер Камю видел одинаково важное для верующих и для неверующих положительное значение христианской проповеди в современном мире. Признавая важность для общества тех моральных и духовных идеалов, которые проповедует христианская церковь, Альбер Камю отмечал, что человечество ожидает от церкви ясного и недвусмысленного обличения любого зла в мире, не зависимо от того, кто его несёт, и полного отказа от собственного участия в этом зле. Вместе с тем, по утверждению Альбера Камю, католическая церковь часто не соответствует этим ожиданиям и предпочитает «договориться» со злом. В качестве примера такого соглашательства он приводил уклонение Ватикана от ясного и безоговорочного осуждения итальянского и немецкого фашизма.

 



 
PR-CY.ru