КАМЮ Альбер - Страница 32

Сходным образом происходит и бунт против власти: вначале отрицается её авторитет и легитимность, а затем она упраздняется и замещается властью самого бунтовщика. Если такая замена происходит, угнетаемый становится новым угнетателем; из жертвы насилия он превращается в источник насилия. Анализируя исторические примеры такого превращения, Альбер Камю приходит к выводу: бунт не может быть безусловным. Свобода бунтовщика должна быть ограничена, в противном случае бунтовщик становится тираном. При этом речь идёт не о внешнем ограничении, но о внутреннем самоограничении, о сознательном отказе человека от самоутверждения за счёт других людей. Вследствие этого центральное место в философии бунта Альбера Камю занимает вопрос об убийстве, т.е. о том, может ли протестующий против несправедливости человек платить за счастье одних людей жизнями других. Ответ самого Альбера Камю однозначно отрицателен: готовность бунтовщика убивать обессмысливает бунт, превращая его в революцию, в которой легитимизируется совершение очевидного зла ради благой цели. Фундаментальную ошибку «бунтовщиков» и революционеров Нового времени, следствием которой стали бесчеловечные тоталитарные режимы, Альбер Камю видит в замене идеала человека идеалом сверхчеловека, или «человекобога», который ставит себя выше любых экзистенциальных и моральных ценностей, прежде всего – выше ценности других равных ему людей, которых он начинает рассматривать не как своих братьев, а в качестве объектов для достижения своих целей, пусть даже и благих. Отвергая этот путь, Альбер Камю призывает сохранять «дух бунта», т.е. готовность всегда восстать против несправедливости, однако отказаться от совершения зла ради благих целей: «Вместо того чтобы убивать и умирать ради созидания бытия, каковым мы не являемся (т.е. некоего «сверхчеловека» или «человека будущего»), мы должны жить и животворить ради созидания того, чем мы являемся». Таким образом, единственный справедливый и морально оправданный бунт – это твёрдое противостояние личному и общественному злу любыми способами, которые не ведут к нарастанию в мире зла и насилия. Такой справедливый бунт Альбер Камю считает способствующим подлинной человеческой солидарности, поскольку противостоящий злу индивид вовсе не является для самого себя той ценностью, которую он намерен защищать. Более того, он готов пожертвовать своей индивидуальной жизнью ради тех, с кем его объединяет бунт. Поэтому, утверждает Альбер Камю, «в бунте, выходя за свои пределы, человек сближается с другими».

 



 
PR-CY.ru