КАМЮ Альбер - Страница 35

Отношение Альбера Камю к христианству часто привлекало внимание исследователей; этой проблематике посвящено несколько монографий и значительное число научных статей. Соглашаясь в том, что Альбер Камю никогда не рассматривал христианство в качестве религии, к которой мог бы принадлежать он сам, учёные расходятся в оценке причин такого полного неприятия им христианства и в вопросе о том, каким было в целом отношение Альбера Камю к христианскому мировоззрению и христианской церкви. В литературе есть полярные оценки: Альбера Камю объявляли как убеждённым атеистом, антитеистом и антихристианским мыслителем, так и «нерелигиозным христианином», т.е. сторонником евангельских моральных идеалов, отвергавшим лишь церковную сторону христианства. Последнюю точку зрения поддерживал в числе прочих Франсуа Мориак, хотя и неоднократно полемизировавший с Альбером Камю, однако характеризовавший его тертуллиановским выражением «душа по природе христианская» (anima naturaliter christiana). По мнению исследователей, в смысловом аспекте проблематика отношения Альбера Камю к христианству распадается на несколько взаимосвязанных частей: 1) личное отношение к христианству; 2) философское отношение к христианскому вероучению; 3) отношение к историческому христианству: как к христианской церкви вообще, так и к её представителям. В дневниковой записи осени 1945 г. Альбер Камю, обсуждая собственный экзистенциальный выбор, отмечал: «...Если я совершаю выбор, выступая и против Бога, и против истории, я становлюсь свидетелем, который даёт показания в пользу чистой свободы». В разные периоды жизни Альбер Камю озвучивал разные основания того, что путь преодоления абсурдности мира, предлагаемый христианством, для него закрыт, но неизменно подчёркивал, что основной причиной неприятия им христианства является нежелание отказываться от абсолютной индивидуальной свободы. В ранние годы под влиянием ницшеанских идей он считал, что христианство налагает на человека искусственные моральные требования, мешающие его самореализации и достижению им «земного» и «чувственного» счастья. Отказ от абсолютизации счастья и размышления Альбера Камю над темами абсурда и смерти заставили его переосмыслить основание собственного неприятия тех решений, которые предлагает христианство; таким основанием теперь объявляется иррациональность христианства: «...В основе ответов, которые оно даёт, не разум, а мифология, мифология же требует веры». В военный и послевоенный период Альбер Камю наиболее часто обосновывал своё несогласие с христианством, обращаясь к понятию надежды: христианство предлагает надежду на то, что несправедливость и зло будут побеждены когда-то: в будущей жизни, в Царстве Небесном. Эта трансцендирующая надежда, по его убеждению, мешает человеку активно действовать «здесь и сейчас», делает его терпимым к злу, лишает готовности бороться до конца, в том числе и жертвуя собой; именно поэтому Альбер Камю отказывался от такой надежды.

 



 
PR-CY.ru