КИРКЕГОР Сёрен Обю - Страница 36

18 октября 1912 г. на заседании Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества Пётр Бернгардович Струве (1870–1944 гг.) зачитал доклад Михаила Васильевича Одинцова (1879–1965 гг.), в 1904 г. окончившего магистерский курс Московской духовной академии и преподававшего богословие и философию в Иркутске. В нём учение Сёрена Киркегора толковалось в сопоставлении с прагматизмом Уильяма Джеймса как оригинальная попытка решения проблемы «синтеза философского созерцания и религиозного действия». В центре внимания М.В. Одинцова в докладе находится учение Сёрена Киркегора о личности как «субъективной индивидуальности», которая рассматривается как синтез временного и вечного, конечного и бесконечного, возможного и необходимого. Разработанное Сёреном Киркегором в ряде сочинений учение об эстетической, этической и о религиозной стадиях жизни трактуется М.В. Одинцовым как метафизическое учение о «формах личного существования индивидуума, сменяющихся на основании его свободных решений», т.е. посредством волевого «скачка». В духе своего времени М.В. Одинцов подчёркивал значение «воли», ставящей человека в то или иное отношение к миру и Абсолюту в своём чистом и свободном акте. М.В. Одинцов обращал внимание на то, что религиозная стадия у Сёрена Киркегора означает принятие человеком в качестве безусловной истины не исторического, а своеобразного идеализированного христианства, метафизическая значимость которого базируется на том, что оно «в совершенной мере осуществляет абсолютный идеал человека – устанавливает его синтез с абсолютным, при сохранении полной самостоятельности человеческой личности». Отмечая «теоретический ригоризм» Сёрена Киркегора как христианского мыслителя, М.В. Одинцов вместе с тем приветствовал философию Сёрена Киркегора как попытку «перейти бездну, разделяющую созерцание от действия, и в частности от религиозного». Попытка представительного и полного изложения взглядов Сёрена Киркегора и их оценки с православной точки зрения была предпринята в статье Православной богословской  энциклопедии, написанной Н.А. Егоровым, который исполнял обязанности псаломщика в православной церкви святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене, владел датским языком и имел доступ ко всем опубликованным сочинениям Сёрена Киркегора. В статье излагаются основные события жизни Сёрена Киркегора и достаточно корректно выделяются главные идеи его наиболее известных сочинений. Опираясь в своих оценках на датскую литературную и религиозную критику, Н.А. Егоров отмечал серьёзное влияние, которое сочинения и деятельность Сёрена Киркегора оказали на интеллектуальную и церковную жизнь Дании. Оценивая творчество Сёрена Киркегора, Н.А. Егоров призывал православных читателей «отбросить» сочинения Сёрена Киркегора «периода борьбы с церковью», но вместе с тем заявлял, что в его творчестве в целом можно увидеть «глубоко содержательную, оригинальную, страстную и назидательную проповедь христианского идеала и христианского аскетизма среди протестантизма». Наиболее важную роль в русской послереволюционной рецепции Сёрена Киркегора сыграло обращение к его творчеству Льва Шестова, который впервые узнал о Сёрене Киркегоре как о важном религиозном мыслителе и философе в 1928 г., уже находясь в эмиграции в Париже, из бесед с Мартином Бубером и Эдмундом Гуссерлем.

 



 
PR-CY.ru