КУТЛУМУШ - Страница 8

Исследователям интересны иконографические детали: у верхних краёв изображены полуфигуры двух преподобных со свитками, из которых один, по мнению исследователей, преподобный Иоанн Дамаскин (в чалме), другой, видимо, преподобный Косма Маюмский. Апостол Павел у правого края ложа Богоматери тоже представлен со свитком. В чуде с Аффонией иконография, по мнению исследователей, нетрадиционна: помимо кощунника присутствует ещё одна фигура, также коленопреклонённая, в синих одеждах и белом головном уборе; оба изображения расположены справа, а архангел – слева. Исследователи полагают, что икона была создана как личное «моление». О той же функции иконы «Сошествие во ад» (около 1691 г.) свидетельствует надпись с упоминанием даты и того, что икона была «молением» иеромонаха, имя которого утрачено; иконографическая схема иконы восходит к палеологовскому искусству, в построении композиции динамизм уступает место симметрии. К числу памятников афонской резьбы исследователи относят царские врата кафоликона (около 1700 г.) с традиционной объёмной позолоченной орнаментикой (с мотивами лозы, вазонов с цветущими плетями, кедров и райских дерев, птиц-пав и венчающего медальона с крестом и пеликаном) и иконными вставками с образами пророков и «Благовещение». По мнению исследователей, в иконографической и художественной традициях позднепалеологовского искусства XIV в. написана икона святителя Модеста (март 1751 г.), вклад проигумена Варнавы. «Молением» монахов Христофора, Филофея и иеромонаха Парфения исследователи считают икону Николая Чудотворца с «Никейским чудом» (подписана 25 апреля 1799 г., как полагают исследователи, днём завершения написания иконы). Образы Христа и Богоматери отмечены металлическими венчиками, традиционный образ святителя примечателен монументальными размерами и исполнением одежд, воспроизводящим почти иллюзионистически, в духе европейского искусства, фактуру и узор тканей и вышивки. Памятью о связях Кутлумуша с Валахией были две лицевые пелены (подеи), шитые металлическими нитями по красному атласу, с портретами валашских господарей из семьи Нягое Басараба; одна из них сохранилась (около 1533 г.): валашский господарь с супругой и наследником изображены в молении Богоматери типа «Влахернитисса», на позёме и фоне вышиты также процветшие поросли, орнаментальное значение имеют молитвенные и вкладные надписи. Среди редкостей обители исследователи называют антиминс келлии Великой Панагии, подписанный Иаковом, епископом Иерисоса и Святой Горы (около 1775 г.), с изображениями сцены «Оплакивание» и символов евангелистов в углах; бордюры по сторонам и арочный сегмент над композицией заполнены простыми цветочными мотивами. Библиотека Кутлумуша сохранила достаточно много памятников, интересных как для истории христианской письменности и литературы, так и для изобразительного искусства. Исследователи отмечают, что целый ряд лицевых рукописей Кутлумуша отражают важнейшие процессы в развитии изобразительного искусства в византийский период и позднее. Пергаменное Евангелие-апракос (X в.) написано крупным уставом-унциалом и украшено заставками в виде орнаментированных рамок «покоем», внутри которых строчки расцвечены поочёредно то золотым, то синим. В рукописи Минология на октябрь (около середины XI в., Исторический музей) лицевые изображения обрамляют текст каждого Жития: отдельные или парные фигуры святых помещены в начале текста наряду с декоративным инициалом, а сцена мученичества – в его завершении.

 



 
PR-CY.ru