КУТЛУМУШ - Страница 7

Исследователи считают, что тот же мастер годом позже расписал келлию Моливоклисья в Карее. Конху северной певницы занимает композиция «Положение во гроб», конху южной певницы – «Преображение Господне», свод вимы – «Пятидесятница». Среди сюжетов Нового Завета присутствует «Торжество Православия», среди изображений представлены святители престолов Константинополя, Рима, Антиохии, Александрии, а также древних городов и земель: Синопы, Гортины, Катаны, Медиолана, Готии, Тримифунта и др., множество св. воинов, мучеников и преподобных. Влиянием поздневизантийской стенописи исследователи объясняют размещение композиции «Небесная литургия» в алтаре, развёрнутого Страстного цикла, цикла Христовых чудес-исцелений на стенах и сводах. В юго-западной ячейке на сводах и стенах помещены сцены Богородичного цикла – «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресвятой Богородицы», на западной стене над входом – «Успение Пресвятой Богородицы», по сторонам которого изображены Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. В северо-западной ячейке по стенам расположены композиции, посвящённые св. Иоанну Предтече. Медальоны с образами сорока Севастийских мучеников образуют пояс, огибающий весь храм. Разнообразие иконографических вариаций отражает принципы изобразительного искусства поствизантийского периода. В куполе северного пастофория изображён Христос Еммануил в окружении символов евангелистов, в куполе южного – Богоматерь «Воплощение» в окружении ангелов. То же соотношение образов Еммануила, Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи использовано в декорации куполов лити, где в южном куполе вокруг Предтечи расположены фигуры преподобных, в том числе Афанасия и Петра Афонских; своды и стены лити украшают образы минология (празднования осенних месяцев занимают первый ярус на южной стене и своды северной части, распространяясь на своды южной части лити и западной и северной стены). Стиль монаха Макария исследователи возводят к критской школе, возможно, к произведениям мастера Феофана Критского, трудившегося на Афоне в это же время. В.Г. Григорович-Барский писал о портретах валашских господарей «Нягула, Радула Басараба, Мирчи и Ведиласа», т.е. Нягое Басараба, Раду Великого и Мирчи Старого, «на стене, внутрь церквы, понеже быша ктиторы…», т.е. в северной части лити. Фрески в лити были поновлены в XVIII в. Небольшой ансамбль, своеобразный по иконографии, представляют фрески парекклисиона во имя архангела Михаила (XVII в., поновления XIX в.) в юго-западной части монастыря: ниши в восточной стене украшают образы Богоматери «Воплощение» и Николая Чудотворца, композиция «Не рыдай Мене, Мати», над входом – фигура архангела Михаила в доспехах и с поднятым мечом. Единоличные иконные образы св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца составляют программу ещё двух малых храмов Кутлумуша – келлии в честь Успения Пресвятой Богородицы (Великая Панагия) к юго-востоку от монастыря (около 1657 г., поновления XIX в.) и келлии во имя апостола Иоанна Богослова (около 1667 г.). Кутлумушу принадлежит келлия в Карее во имя св. Иоанна Предтечи, храм которой в 1711 г. расписал живший здесь художник иеромонах Дионисий Фурноаграфиот. По мнению исследователей, икона «Успение Пресвятой Богородицы» в облачном изводе была написана в святогорской мастерской (около 1657 г.), аналогичная икона находится в монастыре Пантократора. Исполненная на золотом фоне, она представляет собой многофигурный вариант с использованием ярко-красного цвета не только в апостольских одеждах, но и в ангельских.

 



 
PR-CY.ru