КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 37

В трёх следующих вопросах он проводит различие между «живыми» и «мёртвыми» членами Тела Христова, т.е. церкви; у первых в душе присутствует Святой Дух, вселяющийся в них «посредством веры и любви», тогда как вторые, внешне приняв крещение, либо не получили Святого Духа вследствие неверия, либо утратили его вследствие сознательного пребывания в грехе. В вопросах 5–34 излагается учение о семи церковных таинствах, в интерпретации которых Гаспаро Контарини точно следует католическим представлениям, опираясь преимущественно на томистское богословие, и использует традиционные формулировки. Хотя Гаспаро Контарини не употребляет термина «пресуществление», он заявляет об изменении сущности евхаристических Хлеба и Вина. Остальные вопросы посвящены учению о церковных обрядах, о папском примате и церковной иерархии, о почитании святых и молитвенных обращениях к ним. Консервативный характер «Катехизиса...» исследователи объясняют желанием Гаспаро Контарини и кардинала Дж. Мороне предложить для подписания заподозренным в ереси клирикам Модены компромиссное, но безупречное по содержанию исповедание веры, принятие которого смогло предотвратить вмешательство в это дело римской инквизиции. Представленное Гаспаро Контарини в «Катехизисе...» подробное рассуждение о покаянии вызвало возражения кардинала Реджинальда Поула, который сообщил Гаспаро Контарини о своём несогласии со схоластической интерпретацией этого таинства (письмо не сохранилось). Ответ кардиналу Р. Поулу Гаспаро Контарини предложил в письме «О покаянии» («De poenitentia»), составленном в июле 1542 г. Исследователи отмечают, что в письме ярко выражены две противоположные тенденции, определившие поздний период жизни Гаспаро Контарини: сближение с протестантами в области учения об оправдании верой и отказ от такого сближения в учении о таинствах. Воспринимая кардинала Р. Поула как единомышленника в области учения об оправдании верой, Гаспаро Контарини смело замечает, что «основание лютеранского здания вполне истинно»; под этим основанием Гаспаро Контарини понимает утверждение, что оправдание происходит посредством «веры в Кровь» Иисуса Христа («per la fede nel sangue suo»), т.к. «заслуги и послушание Христа вменяются» христианам Богом и становятся их праведностью. Однако, переходя к рассуждению о покаянии, Гаспаро Контарини опирается на интерпретацию этого таинства в томистской схоластике и настаивает на том, что покаяние предполагает обязательное принесение удовлетворения за грех. Согласно Гаспаро Контарини, заслуга Иисуса Христа является удовлетворением за человека перед Богом, в силу которой грехи реально прощаются в таинстве покаяния. Однако человек остаётся обязанным принести удовлетворение «естественной справедливости» и понести наказание за грех; именно из этого положения следует католическое учение о посмертном воздаянии, в том числе о чистилище, поэтому, по утверждению Гаспаро Контарини, католический теолог не может от него отказаться. В начале августа 1542 г. друзья Гаспаро Контарини в папской курии сообщили о планах направить его легатом к императору Карлу V. Кардинал с радостью воспринял это известие, однако 17 августа его здоровье резко ухудшилось и после непродолжительной болезни он скончался. Гаспаро Контарини был погребён в Болонье в церкви Сан-Петронио, а затем перезахоронен в бенедиктинской церкви Сан-Проколо. В декабре 1563 г. прах Гаспаро Контарини был перенесён в Венецию и помещён в капелле Контарини фамильной церкви Мадонна-дель-Орто, где он покоится и в настоящее время. Во второй половине XVI в. было сооружено мраморное надгробие, увенчанное бюстом Гаспаро Контарини из белого камня, авторство которого приписывают венецианскому скульптору Данезе Каттанео.

 



 
PR-CY.ru