КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 35

После завершения коллоквиума в Регенсбурге Гаспаро Контарини по распоряжению папы Римского Павла III сопровождал императора Карла V в поездке по Северной Италии. 7 сентября 1541 г. в Лукке состоялась открытая консистория, в ходе которой Гаспаро Контарини отчитался перед папой Римским Павлом III о поездке в Германию. Его доклад был принят папой благосклонно; Гаспаро Контарини смог убедительно опровергнуть распространявшиеся его противниками слухи о том, что он стал в Германии лютеранином. В середине сентября 1541 г. Гаспаро Контарини вернулся к исполнению обычных обязанностей в папской курии. В октябре 1541 г. он составил для Павла III записку «О созыве Собора» («De concilii celebratione»), указав на необходимость скорейшего проведения вселенского Собора католической церкви. Гаспаро Контарини отмечал, что авторитет апостольского престола требует, чтобы Собор проходил в Италии, а не в Германии, как настаивал император Карл V; в качестве наилучшего места кардинал предлагает Мантую. В это же время по указанию папы Римского Павла III Гаспаро Контарини написал «Инструкцию для проповедников» («Instructio pro praedicatoribus»), где развил идеи, ранее высказанные им в письме «О предопределении» и в созданном в конце 1530 гг. небольшом трактате «Метод произнесения проповедей» («Modus concionandi»). Центральной темой «Инструкции...» является вопрос о том, может ли проповедник, обращаясь к простому народу, излагать учение о благодати и оправдании. В отличие от ряда католических прелатов, которые настаивали на том, что такие проповеди смущают людей и склоняют их к протестантизму, Гаспаро Контарини полагал, что обсуждение этих тем в проповедях допустимо, однако должно быть предельно осмотрительным и осторожным. При изложении метода проповеди Гаспаро Контарини следовал принципу Августина Блаженного, высказанному им в сочинении «О даре пребывания», где утверждается, что проповедь истинного христианского учения не должна превращаться в оскорбление присутствующих или вводить в соблазн неопытных. Согласно Гаспаро Контарини, сначала необходимо излагать учение о всеобщей греховности и необходимости покаяния и лишь затем переходить к рассуждению о спасающей благодати; предписывается не проповедовать о добрых делах без упоминания спасающей заслуги Иисуса Христа и не проповедовать о спасении верой без упоминания о необходимости покаяния и добрых дел; о предопределении следует упоминать «как можно реже» («parcissime»). Кроме того, проповедник должен напоминать о спасительности содержимых церковью таинств и обрядов, а также о невозможности спасения вне истинной католической церкви. Таким образом, в конце 1541 г. Гаспаро Контарини был далёк от позиции радикального евангелизма, вспышки которого под влиянием немецкого протестантизма постоянно возникали в Италии, однако не поддерживал и становившуюся всё более сильной в папской курии партию сторонников инквизиционных методов борьбы с протестантскими идеями, которую возглавлял кардинал Дж. П. Караффа.

 



 
PR-CY.ru