КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 31

В принятом католической и протестантской сторонами артикуле было сохранено протестантское учение об оправдании верой, однако предложенное объяснение этого учения исключало радикальное лютеранское представление о спасении только одной верой. Согласно артикулу, «грешник оправдывается живой и действенной верой» («per fidem vivam et efficacem»), поскольку именно благодаря такой вере он становится угодным Богу. Хотя вера признаётся даром Божьим, она одновременно наделяется свойством преображать всю человеческую жизнь и не мыслится в отрыве от любви и проистекающих из любви добрых дел. В литературе представленное в пятом артикуле учение об оправдании обычно называется концепцией «двойного оправдания», поскольку центральное место в нём занимает рассуждение о том, как соотносятся «вменяемая праведность» («justitia imputata»), т.е. оправдание, которое человек получает по вере и благодати, без собственных предшествующих заслуг, благодаря заслуге и милости Иисуса Христа, и «приобретённая праведность» («justitia inhaerens»), т.е. праведность как устойчивое состояние души, пребывающей в добродетели. Вследствие некоторых намеренных умолчаний и неопределённых выражений артикул получал диаметрально противоположные интерпретации; у теологов XVI в. и у современных исследователей встречаются как утверждения, что артикул строго соответствует дотридентскому католическому вероучению, так и мнения, что он является искусно замаскированным выражением протестантских убеждений. Гаспаро Контарини отвергал упрёки в том, что в одобренном им пятом артикуле искажено истинное католическое учение об оправдании (своё понимание артикула он выразил в краткой «Записке об оправдании» («Scheda minor de justificatione») и в подробном письме «Об оправдании» («Epistola de justificatione»), адресованном секретарю кардинала Э. Гонзаги). В первом документе Гаспаро Контарини ограничивается указанием на истинность двух принципиальных положений, против которых возражали некоторые католические теологи: 1) человек оправдывается перед Богом не собственной приобретённой праведностью, но исключительно вменяемой праведностью Иисуса Христа, поскольку человеческой праведности недостаточно для оправдания (это утверждение Гаспаро Контарини подкрепляет ссылкой на Августина Блаженного); 2) отсутствие в артикуле понятия «заслуга» («meritum») означает, что о заслуге человека перед Богом нельзя говорить в абсолютном смысле, т.е. ценность человеческих добрых дел зависит от принятия или непринятия их Богом и не является абсолютной (Гаспаро Контарини ссылается на соответствующие мнения Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота). Письмо Гаспаро Контарини начинает с определения понятий «праведность» и «вера». Он указывает, что латинское слово «justitia» может использоваться как в общефилософском смысле, обозначая естественную справедливость, так и в религиозном смысле, обозначая праведность. Согласно Гаспаро Контарини, «христианская праведность» – это «благость», делающая христиан сынами Божьими, «здравие души», источник всех добродетелей. Соответственно, «оправдаться» («justificari») перед Богом означает «сделаться праведным» («justum fieri») в религиозном смысле.

 



 
PR-CY.ru