КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 32

Рассматривая далее понятие «сделаться праведным», Гаспаро Контарини отмечает, что понятие «делать» и происходящее от него понятие «делаться» имеют два основных смысла: формальный («formaliter»), когда нечто делается чем-то в силу постоянного присутствия некой формы, и производящий («efficienter»), когда нечто делает что-то каким-то, воздействуя на него. Приводя пример, Гаспаро Контарини указывает, что в первом смысле человек называется здоровым в силу устойчивого наличия у него здоровья, а во втором смысле – в результате успешного воздействия на него какого-либо лекарства. Перенося эти понятия на христианское оправдание, Гаспаро Контарини отмечает, что действующей причиной оправдания, т.е. того, что человек из неправедного становится праведным, является Святой Дух, «просвещающий разум и подвигающий волю», побуждающий сердце человека обратиться к Богу, отпускающий грехи и подающий благодать. Однако, поскольку Бог действует не принуждающим, а побуждающим образом, со стороны человека требуется ответное движение его воли, которая решает отвратиться от греха и обратиться к Богу, поверив в обетованное Им спасение. Это движение воли, переходящее затем в разум, согласно Гаспаро Контарини, и есть вера в наиболее точном и строгом смысле. Таким образом, единой сложной причиной оправдания является воздействие Бога на человека и ответная вера человека. При этом человек приобретает «двойную праведность» («duplex justitia»): в формальном смысле он становится праведным в силу наличия у него «приобретённой праведности», т.е. постоянного благодатного присутствия Святого Духа в его душе, производящего любовь и дела любви; в производящем смысле он становится праведным благодаря «вменяемой праведности», т.е. поскольку он постоянно принимает верой как благодатный дар праведность Иисуса Христа и Его заслугу, без которых никто не может стать праведным. По мнению Гаспаро Контарини, оба «уровня» (или «аспекта») праведности всегда существуют вместе и одновременно; вопрос о том, является ли какой-либо из них предшествующим по природе, Гаспаро Контарини считает отвлечённой схоластической проблемой, не имеющей практического значения. Поскольку вера есть движение, направленное к некой цели, «оправдание верой» предполагает достижение этой цели; совершенная оправдывающая вера, согласно Гаспаро Контарини, это вера «действующая любовью» («efficax per charitatem») или «оформленная любовью» («formata per charitatem»), т.е. вера, приводящая к устойчивому соединению в душе человека приобретённой и вменяемой праведности. Поскольку необходимым следствием этого соединения являются добрые дела, Гаспаро Контарини признаёт корректными как утверждение, что человек оправдывается делами, так и утверждение, что человек оправдывается верой, поскольку оба утверждения передают разные аспекты одного процесса. Вместе с тем поскольку собственная праведность человека повреждена грехом, несовершенна и недостаточна для спасения, первичной причиной оправдания всегда остаётся в объективном смысле – вменяемая праведность Иисуса Христа, а в субъективном смысле – принятие человеком этой праведности верой.

 



 
PR-CY.ru