КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 33

Несмотря на неоднократные попытки некоторых католических и протестантских историков и теологов продемонстрировать, что предложенное Гаспаро Контарини учение об оправдании противоречит учению Тридентского собора, закреплённому в декрете об оправдании, выделяемые ими противоречия по большей части являются лишь внешними и терминологическими. Хотя богословы Тридентского собора отказались от использования понятий «двойная праведность» и «вменение», в декрете Собора сохранено представление о «действующей» и «формальной» причинах праведности; первой объявляется оправдывающий и освящающий человека Бог, а второй – праведность Бога, которую каждый «принимает в себя», в результате чего оправданный не только считается праведным, но и называется таковым, и действительно есть праведный. В декрете и канонах Собора отвергается, что вменяемая праведность может оправдывать без приобретённой праведности, однако и Гаспаро Контарини считал их неразрывно связанными. Действительно принципиальным различием между формулировками Гаспаро Контарини и тридентскими определениями исследователи называют намеренно подчёркиваемую Гаспаро Контарини первичность вменяемой праведности, однако эта первичность в менее откровенной форме выражена и в решениях Тридентского собора, поскольку она является неустранимым элементом западной христианской сотериологии, сложившейся под влиянием августиновского истолкования сотериологии апостола Павла. Поскольку Гаспаро Контарини всегда понимал «спасение верой» не в лютеровском, а в августиновском смысле, мнение о том, что учение Тридентского собора опровергает взгляды Гаспаро Контарини, основывается на односторонней интерпретации отдельных тезисов Гаспаро Контарини в отрыве от общего контекста его рассуждений об оправдании, вследствие чего не может быть признано корректным. Достигнутый в Регенсбурге благодаря участию Гаспаро Контарини компромисс между католиками и протестантами оказался иллюзорным и кратковременным. М. Лютер и многие другие протестантские лидеры настороженно отнеслись к формулировкам пятого артикула и не собирались подписывать его. Большинство кардиналов в папской курии выступили против официального одобрения пятого артикула папой Римским и католической церковью, которого хотел добиться Гаспаро Контарини. Наиболее непреклонными критиками артикула были кардинал Дж. П. Караффа, выражавший сомнения в необходимости введения новых вероучительных понятий и формулировок, и кардинал Я. Садолето, составивший письменное опровержение учения Гаспаро Контарини о двойной праведности. 7 июля 1541 г. кардинал А. Фарнезе сообщил Гаспаро Контарини о реакции папы Римского Павла III на письмо Гаспаро Контарини «Об оправдании»: папа полагает, что об этих предметах следует поменьше рассуждать и ещё меньше писать, поскольку протестанты толкуют любые недостаточно точные выражения в свою пользу. Надеждам Гаспаро Контарини на достижение компромиссов с протестантами по другим вопросам также не суждено было оправдаться. В ходе дальнейшего обсуждения участниками коллоквиума «Вормсской книги» стороны не смогли достичь согласия по ряду принципиальных артикулов: о соотношении власти вселенского Собора и Римского папы, о церковных таинствах, о почитании святых, о богослужебных обрядах и т.д.

 



 
PR-CY.ru