КАННЕХ, Каиннех - Страница 11

В Житии св. Мохоэмока сообщается о дружбе Мохоэмока и Каннеха, который неоднократно посещал его обитель. Во время нападения воинов из область Осраге, где находился монастырь Каннеха, на область Эле, где жил Мохоэмок, святые воскресили убитого отрока Дагана, причем Каннех держал его голову, а Мохоэмок молился. Согласно Житию св. Финтана, Каннех посещал Финтана в монастыре Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). Вместе с другими святыми он просил его ослабить суровый монастырский устав. В Житии св. Комгалла повествуется о том, что святому принесли умершего мальчика с просьбой воскресить его. Комгалл помолился над телом и сказал, что следует подождать, пока придёт Каннех, и тогда мальчик воскреснет. Через некоторое время появился Каннех, который в ответ на просьбу помолиться о воскрешении мальчика сказал, что чудо уже совершилось по молитве Комгалла. Тогда мальчик поднялся, и все увидели, что он жив. В Житии св. Молуа упоминается о посещении святым обители Каннеха, Ахад-Бо, в Житии св. Аэда, сына Брекка, говорится о встрече мальчика Аэда со святыми Бренданом и Каннехом, предсказавшими, что он станет великим подвижником). В Житии св. Финтана Мунну упоминается о четырёх святых, которые основали монастыри в «земле обетованной», это были Колумба, Финтан Мунну, Каннех и Брендан. Исследователи полагают, что о монастыре Каннеха идёт речь в Житии св. Самтанн, где упоминается о монахинях, живших при обители аббата Каннеха, и о незаконнорождённом ребёнке, воспитанном св. Самтанн и впоследствии ставшем аббатом этой обители. Проблема достоверности сведений о Каннехе, которые содержатся в Житии святого и в других источниках, остаётся нерешённой. Некоторые учёные, указывая на то, что во всех редакциях Жития содержатся фантастические описания чудес и неправдоподобные детали, не считали его ценным историческим источником. В соответствии с мнением, что в Житиях ирландских святых сохранились следы дохристианских мифологических представлений, Ч. Пламмер полагал, что в образе Каннеха присутствуют черты огненного и солярного божества. В то же время он отмечал, что хронологические указания Жития, в основном, верны. Согласно гипотезе, предложенной П.О Рианом, многие ирландские святые являются «двойниками» нескольких исторических деятелей, почитание которых было распространено в разных церковных общинах Ирландии. Поскольку святые могли носить разные имена, которые чаще всего были гипокористическими (уменьшительно-ласкательными) формами одного имени, локализация культа приводила к возникновению «двойников» святого. В соответствии с этой гипотезой П.О. Риан считал Каннеха одним из «двойников» св. Колумбы, указывая на типологическое сходство чудес, совершённых обоими святыми. По мнению исследователя, имя Каннех (Cainnech) происходит от имени Колумбы (Colum) через гипокористическую форму Cainne. К тому времени, когда Адамнан написал Житие св. Колумбы, оба святых уже считались разными лицами. П. Рассел показал, что имя Каннех может рассматриваться как производное от имени Колум (Колумба), но связь между обоими именами не является доказанной. Гипотеза П.О. Риана основана на формальных признаках, таких как наличие агиографических топосов, дни памяти святых в церковных календарях и др.

 



 
PR-CY.ru