КАННЕХ, Каиннех - Страница 13

Словом «монах» (ирл. «manach») могли называться не только «настоящие» монахи, но и миряне, держатели церковных земель, находившиеся под властью настоятеля. Некоторые упоминания о «монахах» в Житии Каннеха, скорее всего, как полагают исследователи, относятся к светским лицам, которые принимались в юрисдикцию настоятеля (например, Сенах Рон, передавший на попечение Каннеха себя, свой род и имущество, и паломник Тулхан, который после прибытия на Иону «принял посох» и стал «монахом»). Таким образом, данные о Каннехе как о руководителе монашеской общины в Житии истолкованы как относящиеся к настоятелю смешанного церковного поселения, окружённому свитой из клириков и мирян. Память Каннеха 11 октября указана в ирландских церковных календарях, составленных в первой половине IX в., – в Мартирологе из Тамлахты (Таллахта) и в стихотворном Мартирологе Оэнгуса. Имя Каннеха значится в Миссале Стоу (конец VIII – первая половина IX в.), в литании святых, помещённой после подготовительной молитвы «Peccauimus Domine», и в диптихе в составе молитвы «Memento etiam». Поминовение Каннеха указано в ирландских календарях XII в., а также в Мартирологе из Донегола, составленном Михалом О Клери в 1629–1630 гг. Во второй половине IX в. память Каннеха была внесена в Мартиролог Узуарда. Поминовение святого указано в ряде континентальных литургических рукописей IX–X вв., часть которых создана ирландскими писцами (например, календарь IX в. из Райхенау). В Ирландии главной церковью и центром культа Каннеха считалась обитель Ахад-Бо (Achad bó a primchell). Исследователи полагают, что преемником Каннеха на должности настоятеля монастыря был св. Либер (ум. в 618/619 г.), память которого указана в Мартирологе из Тамлахты и в Мартирологе Гормана 8 марта. Скорее всего, как полагают исследователи, именно он (Либер, сын Аради) упомянут в Житии Каннеха как юноша, которого Каннех привёл к покаянию и который впоследствии стал «мужем, достопочтенным на небе и на земле». Следующими аббатами, которые упоминаются в анналах, были Менн Баренн (ум. в 695 г.), Скандал (Сканнал; ум. в 782 г.) и Фергил (ум. в 789 г.). Ирландские эрудиты XVII в. (Джон Колган, Михал О Клери) отождествили Фергила со св. Виргилием (ум. в 784 г.), епископа Зальцбурга, ирландцем, прибывшим на континент в 743 или 744 г. Эта гипотеза получила отражение в «Анналах Четырёх наставников»: «Фергил... умер в Германии на 30-м году епископства». По мнению исследователей. отождествлению аббата Фергила с Виргилием Зальцбургским препятствует то, что предшественник Фергила, Скандал, потомок Тадга, скончался в 782 г., когда Виргилий находился в Зальцбурге и управлял епископской кафедрой. С конца VIII в. в анналах регулярно упоминаются аббаты Ахад-Бо, с конца IX в. они именуются «наследниками Каннеха» («comarba Cainnig»; запись о кончине Маэл Мартана, «наследника Каннеха», в 889 г.). По мнению М. Херберт, в Житии Каннеха содержатся данные о конфликте между Ахад-Бо и монастырской конгрегацией св. Колумбы во второй половине VIII в. Согласно этой гипотезе, описанные в Житии отношения между Каннехом, правителем Колманом Малым и св. Аэдом, сыном Брекка, являются отражением связей общины Ахад-Бо с потомками Колмана и с церковными общинами, возводившими происхождение к св. Аэду. В средневековой ирландской традиции Колман Малый считался прародителем незначительной династии Каилле Фолломан, земли которой находились на территории современного графства Уэстмит.

 



 
PR-CY.ru