КАННЕХ, Каиннех - Страница 12

Клишированные сюжеты широко использовались в ирландской агиографии, слабая степень изученности корпуса анонимных Житий лишь в редких случаях позволяет исследователям делать выводы о происхождении и использовании топосов. Отметив, что интенсивное развитие местных преданий о святых сделало возможным появление святых-«двойников», П.О. Риан заключил, что искажение предания произошло вскоре после смерти святого. От кончины Колумбы (597 г.) и Каннеха (599 г.) до составления Адамнаном Жития Колумбы прошло около ста лет, но Адамнан вступил в монастырь Иона раньше, скорее всего, как полагают исследователи, при аббате Фальбе (669–679 гг.). Среди его источников были «Книга о чудесах св. Колумбы», написанная аббатом Куммене (657–669 гг.), и, по мнению исследователей, другие письменные тексты. Кроме письменных источников и устных монастырских преданий, Адамнан мог опираться на семейную традицию, т.к. и он, и его предшественники были связаны со св. Колумбой родственными узами. Постулируя идентичность Колумбы и Каннеха, П.О. Риан отвергает свидетельства ирландских летописных источников, которые, согласно существующему консенсусу, восходят к хронике монастыря Иона. Датировка начала ирландского летописания остаётся дискуссионной (V в., вторая половина VI в. или вторая половина VII в.), летописные записи могли вноситься также поздними редакторами. Кончина Каннеха в ирландских анналах указана под 598, 599 и 600 гг., в некоторых версиях сообщается, что святой скончался на 87-м году жизни; в Ольстерских анналах под 527 г. содержится запись о рождении святого. По мнению А. Смита, наличие в анналах упоминаний о Каннехе и его преемниках связано с тесными отношениями между монастырём Ахад-Бо и монастырской конгрегацией св. Колумбы. Вне зависимости от того, когда в анналы были внесены упоминания о Каннехе, данные агиографической традиции позволяют исследователям считать, что во второй половине VII в. Колумба и Каннех считались разными лицами. Между монашескими общинами обоих святых, по мнению исследователей, поддерживались дружественные отношения. Отсутствуют серьёзные основания для того, чтобы считать Каннеха вымышленным персонажем, «двойником» св. Колумбы. Этот вывод не связан с проблемой достоверности сведений о Каннехе, представленных в его Житии, которое написано позже Жития св. Колумбы. В Житии Каннех представлен как пресвитер и аббат, его окружение – «монахи» (monachi), «братия» (fratres), в нескольких случаях – «клирики». Обители Каннеха обозначены как «град» («ciuitas»), реже «церковь» («ecclesia»), «монастырь» («monasterium»), «место» («locus»). Настоятели главной обители Каннеха, Ахад-Бо, в анналах упоминаются только как аббаты, епископы среди них отсутствуют. Эти сведения вместе с данными Адамнана позволяют исследователям полагать, что Каннех был главой монашеской общины. Тем не менее, ко времени составления Жития обители, основание которых приписывалось Каннеху, могли утратить исключительно монастырский характер, став «церковными поселениями» смешанного типа, в которых жили секулярные клирики, а также подчинённые им миряне. Такие поселения чаще всего обозначались как «монастырь» («monasterium») и «град» («ciuitas»).

 



 
PR-CY.ru