КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 17

Отдельные взгляды Кирилла Ставровецкого разделяли и развивали в своих работах православные духовные писатели XVII–XVIII вв. Иосиф (Кононович-Горбацкий), Иннокентий (Гизель), Феофан (Прокопович). На произведения Кирилла Ставровецкого опирался Иоанникий (Галятовский), который, хотя и не ссылался на запрещённые к тому времени книги униатского иеромонаха и даже упоминал его имя с осуждением (как одного из униатских настоятелей Елецкого монастыря, которые привели обитель к упадку и разрухе), использовал сюжеты из произведений Кирилла Ставровецкого и подражал его стилистике в своих сочинениях. С.И. Маслов насчитал 51 полный или частичный список «Зерцала богословия» как на языке оригинала, так и в переводах на русский и церковнославянский языки. Исследователям известны многочисленные списки разделов «Евангелия учительного», полные или частичные списки «Перла многоценного». Книги эти использовались в школьном обучении, не раз их переписывали западно-украинские учителя – «бакаляры», о чём свидетельствует, например, рукопись из Острога. Исследователям известны два списка «Евангелия учительного» второй половины XVII в. из Львовской епархии, рукопись «Зерцала богословия» из церкви в селе Кобылье (ныне Збаражского района Тернопольской области), выполненная «бакаляром» Стефаном Выслобоцким в 1728 г. Списки сочинений Кирилла Ставровецкого были в виленском Свято-Духовом монастыре, в Киево-Печерской лавре, в василианских монастырях Галичины (Львовская научная библиотека, Российская национальная библиотека). Исследователям известны переработки «Перла многоценного» в рукописной традиции, прежде всего, в Галичине и Закарпатье, с указанием другого авторства. К 1652 г. исследователи относят переработку сочинения, автором которой был Григорий Прокопович Куйбеда из Стрыя (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Около 1743–1755 гг. карпато-русский писатель и православный священник Илия Яремецкий-Билахевич из Буковины (по другим данным, из Покутья) под своим именем составил сборник на основе «Перла многоценного». В XVIII в. в Закарпатье получила известность переработка «Евангелия учительного», предпринятая униатским священником Павлом Кузыкевичем. Значительные, местами дословные заимствования из «Перла...» содержит анонимное сочинение «О царстве антихристовем и днех последних». Ссылки на Кирилла Ставровецкого есть в «Повести о послидных днех», написанной священником Стефаном Теслевцием в начале XVIII в.

 



 
PR-CY.ru