КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 15

Сборник похвал Богоматери, ангелам и святым, а также поучений о Страшном Суде «Перло многоценное» Кирилл Ставровецкий опубликовал в сентябре 1646 г. в Чернигове. Отдельные экземпляры издания имели посвящение католическим магнатам, активно участвовавшим в насаждении католичества и униатства на Волыни, – князьям Самуилу Корецкому и Иеремии Вишневецкому. В предисловии Кирилл Ставровецкий подчёркивает новаторство своей книги: в ней впервые в православной традиции догматические предметы изложены в «виршах». Цель книги автор видит в популяризации богословия в стихотворной форме («сладкою мовою под метры»), в первую очередь, среди молодёжи. Автор предназначал своё сочинение для священников и проповедников, а также для студентов духовных школ. По мнению Кирилла Ставровецкого, на основе только «из единаго вершика двох албо трех слов» хороший проповедник может составить целую проповедь, а студенты в школе «могут собе з тои книги святой выбирати верши на свою потребу и творит з них орации розмаитии часу потребы свои, хоч и на комедиях духовных». Автор неоднократно указывает на гомилетическое предназначение книги: читать те или иные разделы сочинения рекомендуется вместо проповеди или акафиста, на молебнах, согласно с недельным кругом богослужений. Главной темой «Перла многоценного» является изложение картины спасения мира, осуществляемого после прихода Иисуса Христа. За предисловием и посвящениями следует основная часть, которую открывает проповедь в прозе «О видимых дарех Бозких» (подзаголовок – «О двояких дарех Бозких»). Далее помещены похвалы Святой Троице, Пресвятой Богородице, ангелам и мученикам, стихотворные «казанья» (проповеди) на двунадесятые праздники. Особое значение имеет стихотворение «Похвала о премудрости троякой, в веце сем явленной». Тремя разновидностями премудрости Кирилл Ставровецкий считает «мудрость природную», которой «царие царствуют и сильные правуют», «розум богословский», собравший многие народы под омофор церкви, и высочайшую ступень – «премудрость Божию», т.е. богосозерцание, дарованное святым. Вторая часть книги включает «Похвалу под метры Страстей Христовых», вирши «О снятии Тела Господня Христова», прозаический, насыщенный барочными элементами «Плач Пречистой Матери Господней», «Молитву до персоны Сына Божия дивныя» (также прозаическую, с отдельными стихотворными вставками). Завершают стихотворную часть «Перла...» наставления («лекарства»): «Лекарство души, в покуте бывшой, абы не розпачала (не отчаивалась) в ласце Божей», «Лекарство честно инокующим и пустынножителем на помыслы злые» (стихотворный диалог), «Лекарство роскошником того света правдивое». В последнем стихотворении автор, изображая быт и нравы богатых людей, осуждает их привязанность к пороку. Затем следует прозаическая часть книги, посвящённая темам эсхатологии, – трактат «Лекарства на седм грехов смертелных» с подзаголовком «О четырьох вратех». Трактат состоит из глав: «О смерти первых вратех», «Форма вторых врат: Страшный суд Божий», «О власном приходе антихристовем», «О решении семи печатий», «О скончании того света», «О создании новых неб и новой земли», «О воскресении общем нашем», «Форма третьих врат, о муках геенских» и «Форма, албо обясненя, четвертых врат, при которых праведницы пойдут до Царства Небесного».

 



 
PR-CY.ru