КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 12

Приводится предание о том, что заключённые в аду праотцы обращались к оставляющему их Лазарю с просьбой напомнить Христу о добродетельной жизни их на земле и о тяжких мучениях в аду. В третьем поучении (на Рождество Христово) упоминается «баба Саломея», которая присутствовала при Рождестве Христовом и убедилась в девстве Богородицы. Несмотря на большое значение «Евангелия учительного» для православной гомилетики, сочинение не имело полемической направленности. Кирилл Ставровецкий назвал имена главных ересеучителей – протестантов Мартина Лютера, Жана Кальвина, Мигеля Сервета, Уульриха Цвингли, Гуго Гроция. Он критикует их, но не вдаётся в анализ протестантского вероучения. В книге ничего не говорится о католической угрозе для православных, напротив, Кирилл Ставровецкий пытается сгладить противоречия между православными и католиками, называя «верными» римлян наравне с греками. Автор указал на такие негативные явления в православной церкви, как падение нравственности среди духовенства, симония, принятие сана благодаря родственным связям: «Ныне мнозе невегласове ищут священства, яко Златоуст рек, не яко овцы своя пасут, но точию чрево свое, и монастырей строители такожде творят». Кирилл Ставровецкий осуждает священников, не желающих за богослужением проповедовать под тем предлогом, что произносить проповеди – обычай еретиков. На это Кирилл Ставровецкий возражает: когда в церкви были св. мужи, учителя и красноречивые проповедники, она процветала. Многие упрёки автор адресовал православной шляхте. На «русских землях» не строятся вместительные храмы; «если кто и склепает церковь, то мало що разнствует от жилища безсловесного скота». Такого же уровня в церквах пастыри и проповедники, для подготовки которых нет специальных школ. Кирилл Ставровецкий призывает шляхтичей исправить положение, указывая, что лучше иметь одну хорошую церковь, чем десять плохих, одного мудрого учителя, чем сотню «препростых», которым православные шляхтичи не как отцам своим духовным честь воздают, но как рабами и «подручными» своими владеют. Обращаясь к священнослужителям, Кирилл Ставровецкий осуждает их невежество: «Премудры были святые, и они гордость диавола посрамили, ваша же простота – несмыслие и неразумие, приводит только в гордость и тщеславие». Рассуждения Кирилла Ставровецкого о богатстве и бедности перекликаются с высказываниями Иоанна (Вишенского). Кирилл Ставровецкий пишет, что «сановитые» люди всецело преданы стяжательству, богатые «обижают убогаго сироту, трапеза их лихвами смердит, вино смешано с кровавыми слезами убогих, сирот и вдовиц, подданным обида и воздыхание». Говоря о «сане нисшем», Кирилл Ставровецкий отметил, что простые люди живут от праведных трудов, но и им присущи многие пороки: безнравственность, леность, пьянство. Самой действенной мерой к их исправлению Кирилл Ставровецкий считает «память и помышление о пришествии Господа и о Страшном Суде». На Киевском соборе в 1625 г. было принято постановление (не сохранилось), по которому «Евангелие учительное» было осуждено как противоречащее православному вероучению; среди архиереев, подписавших постановление, не упоминается Львовский епископ Иеремия (Тиссаровский), который дал в январе 1614 г. благословение на подготовку «Зерцала богословия». Инициатором осуждения мог быть председательствовавший на Соборе митрополит Иов (Борецкий).

 



 
PR-CY.ru