КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 9

Элементы этого учения он пытался найти и указать в некоторых авторитетных курсах догматического богословия, в частности, курсах архиепископа Антония (Амфитеатрова), архиепископа Филарета (Гумилёвского) и митрополита Макария (Булгакова). Однако наибольшее внимание в статье, как и в сочинении о благодати Божьей, А.Л. Катанский уделил творчеству Феофана (Затворника), которого назвал незабвенным и вполне самостоятельным отечественным богословом-мыслителем. Из его работ А.Л. Катанский почерпнул основные положения для доказательства своих тезисов. Обращение к творчеству святителя Феофана не было случайным. В 1889 г. А.Л. Катанский вместе с профессором протоиереем Василием Гавриловичем Рождественским и доцентом Феофаном Алексеевичем Тихомировым входил в состав комиссии по изучению богословского наследия святителя Феофана. На основании итогового отчёта комиссии совет Санкт-Петербургской духовной академии на заседании 20 декабря 1889 г. присудил святителю степень доктора богословия. Святейший Синод утвердил это решение 27 января 1890 г. С 1881 по 1885 гг. А.Л. Катанский был редактором академического журнала «Церковный вестник», в издании которого принимал участие с момента его основания в 1875 г. Первый редактор, профессор Андрей Иванович Предтеченский, в течение шести лет смог упрочить положение журнала, определить его направление и задачи. Тем не менее, А.Л. Катанский не стал механическим продолжателем предшественника. С первого же номера, выпущенного под его редакцией, в «Церковном вестнике» в качестве постоянных отделов были введены «Передовые статьи по текущим вопросам церковной жизни» и «Мнения печати по церковным вопросам». Позже им были созданы ещё три новых постоянных отдела: «Церковная летопись», «Обозрение епархиальных ведомостей» и «Обозрение светских журналов по церковным вопросам». На посту редактора журнала проявился талант А.Л. Катанского как духовного публициста, который следил за запросами церковной жизни и течениями общественной мысли и вместе с тем умел соединить с глубоким и серьёзным обсуждением затрагиваемых вопросов ясную и лёгкую манеру изложения. Его деятельность как публициста исследователи видят, прежде всего, в передовых статьях, большая их часть была написана в период его редакторства. А.Л. Катанский откликался на такие вопросы, как церковно-государственные отношения, состояние монашества и белого духовенства, устройство прихода и положение клира, роль духовенства в деле народного просвещения, церковноприходская школа, народные духовно-просветительские издания, борьба с неверием, церковное хозяйство и дело внутренней миссии, восточный вопрос, мировоззрение интеллигенции, старокатолический вопрос и т.д. Как представитель богословской школы, А.Л. Катанский особо ратовал за учреждение в церкви специальных духовно-учёных заведений, члены которых занимались бы только научной деятельностью. Он указывал, что профессора академии чрезмерно обременены педагогической и административной деятельностью и поэтому на научную работу времени у них практически не остаётся.

 



 
PR-CY.ru