КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 8

Исследование отличается самостоятельностью, причём автор намеренно отказался от использования, даже в качестве пособий, сочинений западной научно-богословской литературы, полагая, что это позволит ему, как православному богослову, сохранить непредвзятость суждений. Резюме этого труда, опубликованное в конце исследования, впоследствии было переведено на английский язык и напечатано на страницах «Международного богословского обозрения». Кроме названных трудов А.Л. Катанскому принадлежит ряд статей по догматическому богословию, некоторые из них имеют большое значение, поскольку намечают или новые задачи, или новую постановку вопросов. Цикл статей по православной экклезиологии был опубликован в «Церковном вестнике» в 1894–1895 гг. (обе статьи были напечатаны также отдельно) в связи с защитой в 1894 г. магистерской диссертации Е.П. Аквилонова: «Церковь: Научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о Теле Христовом». В статьях «О научно-богословских определениях Церкви» (1894 г.) и «О постановке трактата о Церкви в науке догматического богословия» (1895 г.) А.Л. Катанский предложил исторический экскурс в экклезиологическое учение и в заключение дал собственное определение: «Церковь есть таинственное тело Нового Адама, воздвигнутое своею главою Иисусом Христом, проникнутое Духом Святым, объемлющее и связующее во едино всех на небе и на земле верных Божиих, приобщающее к себе верующих на земле чрез соборную, апостольскую веру, чрез таинства и священноначалие (или богоустановленную иерархию)». В 1895 г. в «Церковном вестнике» вышла статья «О Главе Церкви Христе Спасителе и Духе Святом Параклите», посвящённая христологическому и пневматологическому аспектам церкви. Одна из главных причин обращения А.Л. Катанского к этим вопросам православного учения заключалась в том, что, по его мнению, западное богословие не стремилось к такому разграничению, довольствуясь недостаточно раздельным представлением о действии в церкви, с одной стороны, Божественного Её Главы Господа Христа, с другой – Духа Святого Параклита. Такое отсутствие разграничения, считал А.Л. Катанский (ещё в магистерской диссертации критиковавший католицизм), позволяет католикам формулировать и отстаивать учение о главенстве папы, а протестантам – о единой оправдывающей во Христе вере. В отечественном богословии данная статья стала едва ли не первым опытом изучения вопроса о христологическом и пневматологическом аспектах экклезиологии. А.Л. Катанский, разграничивая область действования Спасителя и Святого Духа в церкви, писал, что предлагаемая им формула не представляет, по существу, ничего нового.

 



 
PR-CY.ru