КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 6

По мнению протоиерея Георгия Флоровского, А.Л. Катанский «открыто ставил вопрос об исторической стороне догмата». Однако ценность его трудов не в собственно исторических исследованиях, а в том, что «с большим вниманием пересматриваются и сопоставляются отдельные отеческие тексты по авторам – такой «догматико-филологический» анализ, во всяком случае, облегчает последующий синтез, хотя бы сам аналитик и ограничивался «сводом» своих данных». Примером применения исторического подхода к рассмотрению догматических и литургических вопросов стала докторская диссертация А.Л. Катанского по проблеме седмеричного числа таинств. А.Л. Катанский предполагал на основании изучения святоотеческой литературы оправдать данное учение, несмотря на сравнительно позднее (около XII – XIII вв.) появление формулы «семь церковных таинств». При этом, по его словам, около него не было ни одного человека, который бы одобрил и ободрил его в принятом намерении, наоборот, все без исключения «осуждали его и даже жалели». Главная проблема заключалась в том, что при обилии святоотеческих свидетельств о каждом из семи таинств начиная с раннего периода христианства, определение их числа было дано не в период Вселенских соборов, а спустя уже несколько веков, и к тому же не на православном Востоке, а на латинском Западе. Главный тезис А.Л. Катанского сводился к тому, что точная формулировка даже таких догматов, как о Пресвятой Троице и о Лице Иисуса Христа как Богочеловека, появилась сравнительно поздно, несколько столетий спустя после возникновения христианской церкви, жившей, однако, всегда верой в эти Божественные истины – даже тогда, когда не было внешнего, твёрдо установившегося словесного определения. Автор в хронологическом порядке изложил, сгруппировал и оценил свидетельства мужей апостольских, мученика Иустина Философа, священномученика Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена и священномученика Киприана Карфагенского относительно таинств по общей, разработанной им схеме. А.Л. Катанский тщательно разграничил свидетельства по эпохам, что дало возможность увидеть в каждом свидетельстве того или иного церковного писателя «только то, что в нём есть, и не вкладывать в него по аналогии в нём вряд ли подразумеваемый смысл». Главные положения диссертации сводились к нескольким пунктам. Во-первых, по мнению А.Л. Катанского, история раскрытия догматического учения о таинствах в древнейший период существования церкви Христовой имеет много схожего с историей раскрытия других догматов веры. Во-вторых, автор признал, что название «sacramentum» отчасти под влиянием языческих понятий применялось у рассматриваемых церковных писателей к различным церковным обрядам и священнодействиям, при этом далеко не всегда «таинству» приписывалось наличие определённых дарований. Тем не менее, автор, в-третьих, заключил, что, несмотря на широту и неопределённость понятий о таинствах, а также на то, что церковно-догматическое раскрытие учения о них было сделано позднее, каждое из семи священнодействий, получивших позднее наименование «таинства» «в более специальном и исключительном смысле», существовало с древнейших времён христианства и описывалось отцами и писателями древней церкви именно с теми признаками, которые составляют существенное отличие таинства как по материи и форме, так и по благодатному значению.

 



 
PR-CY.ru