КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 7

А.Л. Катанский стремился доказать, что вера во все таинства, признаваемые православной церковью, есть «вера изначальная, апостольская», и хотя выражалась в древнейший отеческий период не так, как в XIX–XX вв., по существу она осталась одна и та же: изменилась лишь её внешняя форма, но не сущность. Рецензентами сочинения выступили экстраординарный профессор И.Т. Осинин и приват-доцент Александр Александрович Присёлков, которые в отзыве отметили, что «исследования автора составляют весьма добросовестный и притом самостоятельный труд». Строго научный приём в раскрытии предмета на основании первоисточников, самостоятельность многих выводов, критическое отношение к западно-христианским теориям и мнениям, последовательная, систематическая группировка предметов и, наконец, ясное, простое и правильное изложение – «таковы те достоинства, которые дают учёному исследованию А.Л. Катанского право занять видное место в нашей учёно-богословской литературе». Кроме того, рецензенты отмечали, что избранный автором предмет принадлежал к числу наименее разработанных не только в отечественной, но и в западноевропейской литературе. По словам профессора протоиерея Петра Лепорского, данная работа, являющаяся блестящим научно обоснованным опытом оправдания православного взгляда на так назывваемую теорию догматического развития, «по всей справедливости может быть причислена к докторским диссертациям первого ранга, к разряду тех диссертаций, которые указывают новые пути в науке». В конце 1890 гг. А.Л. Катанский, освободившись от преподавания и прочих служебных обязанностей, по настойчивым просьбам протоиерея Ивана Леонтьевича Янышева приступил к созданию второго важнейшего труда: «Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до блаженного Августина: Историко-догматическое исследование». Профессор Александр Павлович Лопухин, который в то же время был и редактором «Христианского чтения», где первоначально печаталась эта работа в «статейном варианте», назвал данный труд «второй докторской диссертацией». Сам А.Л. Катанский, соглашаясь с этим определением, писал, что «историко-догматическое исследование о благодати Божией действительно есть повторение совершенно однородной с прежнею (о церковных таинствах) работы в другой области (о благодати Божией), с теми же приёмами исследования и с тем же окончательным результатом. Это новое исследование ещё лишний раз подтвердило справедливость моей точки зрения относительно исторической судьбы раскрытия догматического учения нашей Православной Церкви». В 1902 г. сочинение было отмечено полной премией митрополита Макария (Булгакова) в размере 1 тыс. руб. По словам рецензента, редактора «Церковных ведомостей» и председателя Духовно-учебного комитета при Синоде протоиерея Петра Алексеевича Смирнова, «только глубоко учёный и опытный профессор, обстоятельно знакомый с святоотеческими творениями и с классическими языками древности, при горячей любви к специальности предмета, мог разобраться во множестве и разнообразии данных для предпринятого им исследования и совершить этот труд, по всей истине, капитальный. Многоценный вклад приобрела в нём наша богословская наука».

 



 
PR-CY.ru