КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 12

В 1913 г. редактор академического журнала «Христианское чтение» профессор Николай Иванович Сагарда, ученик А.Л. Катанского, убедил юбиляра написать воспоминания, которые затем публиковались в журнале академии в 1914–1916 гг. и выходили двумя отдельными выпусками. В мемуарах А.Л. Катанский рассказал о годах обучения в Нижегородских духовном училище и семинарии. Отдельные главы посвящены службе в Московской духовной академии и Санкт-Петербургской духовной академии. Автор не только описал быт тех лет, но и охарактеризовал многих церковных, общественных и политических деятелей второй половины XIX в.: императора Александра II, Филарета (Дроздова), митрополитов Исидора (Никольского), Палладия (Раева), архиепископов Иакова (Вечеркова), Иоанна (Доброзракова), епископа Иеремию (Соловьёва), протоиереев Иосифа Васильева, Александра Горского, Иоанна Янышева, нижегородское духовенство, профессоров Санкт-Петербургской духовной академии Николая Ивановича Барсова, Василия Васильевича Болотова, Николая Александровича Елеонского, Михаила Ивановича Каринского, Михаила Осиповича Кояловича, Евграфа Ивановича Ловягина, Александра Павловича Лопухина, протоиерея Павла Николаевского, Ивана Фёдоровича Никольского, Николая Васильевича Покровского, Александра Ивановича Пономарёва, протоиерея Василия Рождественского, Александра Ивановича Садова, писателей Николая Александровича Добролюбова, Фёдора Михайловича Достоевского, Никиты Петровича Гилярова-Платонова, Михаила Васильевича Новорусского, а также обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева, Измаила Ивановича Срезневского и др. Например, по свидетельству А.Л. Катанского, Н.А. Добролюбов во время учёбы «поражал нас своим видом очень благовоспитанного юноши, скромного, изящного, всегда хорошо одетого, с нежным, симпатичным лицом. Он был похож на красную девушку, и никоим образом не могло прийти мне в голову, что из него выйдет такой литературный деятель, да ещё известного направления». Кроме того, А.Л. Катанский подробно изложил учебную программу духовных школ с 1847 по 1896 гг., выразил своё отношение к академическим уставам 1869 и 1884 гг., описал состояние и развитие богословской науки в этот период в Санкт-Петербургской духовной академии, отмечая наиболее важные и примечательные моменты. Отдельные разделы посвящены академическим журналам «Христианское чтение» и «Церковные ведомости». Воспоминания А.Л. Катанского исследователи считают очень ценным источником сведений по истории не только Санкт-Петербургской духовной академии второй половины XIX в., но и вообще Русской православной церкви, а также представляют значительный историко-бытовой и краеведческий интерес. После ухода на пенсию А.Л. Катанский поселился в Гатчине, где в 1912 г. построил собственный «домик» (ныне ул. Чкалова, 48а), владел ещё одним загородным домом. Умер от голода в 1919 г. Похоронен в Гатчине, место погребения исследователям неизвестно.



 
PR-CY.ru