КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 5

В таком случае, по мнению А.Л. Катанского, догмат превращается в человеческое изобретение и лишается своей благодатной основы. Согласно А.Л. Катанскому, догмат имеет две стороны – неизменную и изменяемую. Неизменная составляет «всё содержание догмата, простираясь и до известных степеней и на его форму»; изменяемая же «ограничивается исключительно формою». Определяя догматы как «созерцательные богооткровенные истины, один раз и навсегда преданные Церкви Богом и неизменные во все века при содействии Духа Святого, сохраняемые в живом церковном предании как непререкаемые и неизменные правила веры», А.Л. Катанский подчёркивал, что основы христианского вероучения были даны человечеству сразу, а не развивались и открывались постепенно. Однако неизменное содержание догматов должно быть выражено в определённой, доступной человеческому сознанию форме, которая «никогда в полной мере не соответствует идее». Отстаивая тезис о разработке сравнительно точного выражения основ вероучения по мере развития церковного сознания, А.Л. Катанский не только оправдывал богословское творчество, но и настаивал на его необходимости для совершенствования формы выражения догматического содержания. Ведь «догмат в своём внешнем выражении есть истина, неодинаково формулируемая в разные времена, неодинаково всесторонне раскрываемая, неодинаково доказательно обосновываемая, словом, неодинаково на язык человеческих понятий переводимая». А.Л. Катанский напоминал, что ни Христос, ни апостолы «не дали вполне точных однообразных догматических формул. Христос Спаситель употреблял самые разнообразные обороты речи, говорил в притчах, подобиях и сравнениях, говорил вообще языком своих современников… Апостолы говорили также языком своего времени, и притом язык каждого из них отличался некоторыми своеобразными особенностями». Сообщив людям содержание вероучения через Откровение, Промысл Божий предоставил самому человеку «выработать возможно точные определения откровенной истины». Именно поэтому в первые века существования христианства «все церковные и отеческие вероопределения» хотя и были сходны по духу, «по внутреннему смыслу», но «до известного времени были различны по букве». Понадобилось не одно столетие для создания соответствующей церковной терминологии и «вполне точного формулирования догмата». А.Л. Катанский, профессор по кафедре догматического богословия, определил, чем данная дисциплина отличается от собственно исторического изложения догматов: «Если догматическое богословие преследует идею единства догматических воззрений в церкви во все века её существования, то историческое изложение догматов преследует идею разнообразия внешнего выражения догматов при единстве сущности догматического содержания». В качестве основы исторического изложения догматов он предложил формулу: «Разнообразие в единстве или единство в разнообразии». К данному исследованию, впрочем как и к другой статье («Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении». 1872 г.), современники в целом отнеслись настороженно. Некоторые коллеги А.Л. Катанского по Санкт-Петербургской духовной академии, в частности профессор Иван Фёдорович Нильский, отмечали, что от этих статей «несколько попахивает протестантизмом».

 



 
PR-CY.ru