КИРЖАЧСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

Кроме того, на территории находился деревянный, крытый железом сарай; в юго-западном углу ограды – двухэтажное каменное здание женского училища. По клировым ведомостям в конце XIX в. в приходе числилось 1345 лиц мужского пола и 1513 женского, большая часть которых горожане, остальные проживали в трёх окрестных деревнях, в 1910 г. – 467 дворов (1371 человек мужского пола и 1462 человек женского пола). Архив Киржачского монастыря формировался на протяжении многовекового периода, но исследователям известно и об утратах документов. Так, в жалованных грамотах царей Бориса Годунова от 13 января 1599 г., Василия Шуйского от 18 мая 1607 г. сообщалось, что при пожаре 1598 г. сгорели казённые кельи, а вместе с ними «на монастырские вотчины жалованные грамоты и данные, которые давали вкладчики, и всякие вотчинные крепости». При упразднении Киржачского монастыря подлинники и списки жалованных грамот царей и других публично-правовых актов XV–XVII вв., происходящие из архива монастыря, были переданы в Троице-Сергиеву лавру; в настоящее время хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Некоторые документы около 1764 г. поступили в Коллегию экономии и в составе особой коллекции средневековых документов «Грамоты Коллегии экономии» хранятся в Российском государственном архиве древних актов. В период секуляризационных реформ второй половины XVIII в. в Троице-Сергиеву лавру поступила и монастырская библиотека, содержавшая больше 20 рукописных книг XIV–XVII вв., а также богослужебные книги, творения отцов церкви, житийная литература. По мнению исследователей, в то же время из храмов бывшего монастыря были изъяты и переданы в лавру некоторые святыни и памятники церковных древностей. К началу XX в. в храмах Киржача хранилось сравнительно небольшое число старинных икон и утвари. В Благовещенском соборе находился напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами мощей первомученика Стефана, царицы Феодоры, святых Космы и Дамиана, великомучеников Пантелеимона и Иакова Персиянина, мученицы Татианы, мученика Прокопия, Иоанна Златоуста и др. – вклад 1635 г. архимандрита Новоспасского московского монастыря Иосифа. Упоминаются также икона Успения Пресвятой Богородицы, частицы мощей в двух крестах св. Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, апостола Иакова Алфеева, преподобных Антония и Феодосия Печерских, Нестора Летописца, Сергия Радонежского, Иоанна Киево-Печерского Многострадального, Исаакия Киево-Печерского, преподобных Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, великомученицы Варвары, мученика Лукиана, святителя Арсения, епископ Тверского, архиепископа Стефана.

 



 
PR-CY.ru