КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 115

В 1871 г. Духовный Собор лавры, обеспокоенный большими затратами на школу (10 тыс. руб. за четыре года), отказался от вольнонаёмных преподавателей. Заведующим живописной школой стал смотритель иконописной мастерской иеромонах Альвиан (Скотенко). В собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника есть две подписные его работы: «Кончина иеросхимонаха Парфения» (1855 г.) и портрет митрополита Арсения (Москвина; 1874 г.). Сохранилась также выполненная в 1872 г. иеромонахом Альвианом с учениками настенная композиция «Мытарства преподобной Феодоры» при входе в Ближние пещеры. Школа, первоначально размещавшаяся на Ипсилантьевском подворье на Печерске, в 1874 г. была переведена на территорию лавры; из неё были исключены вольноприходящие ученики. Для школы было построено двухэтажное здание с двумя большими залами и десятью комнатами для учеников (корпус №31). Для хорошего освещения над залом была надстроена стеклянная галерея с потолком из матового стекла, и устроен световой фонарь на внешней стене. В 1882 г. были составлены программа и устав лаврской иконописной школы. Целью ставилось «дать учащимся художественно-иконописное образование, а также и художественную подготовку для учеников, имеющих выдающиеся способности, к поступлению в высшие художественные училища» (Центральный государственный архив Киева). Принимали мальчиков не моложе 12 лет после экзамена по рисованию. Программа, рассчитанная на шесть лет, повторяла начальные разделы академической. Сначала, в течение года или двух, серьёзно изучался рисунок (рисование орнаментов, затем античных гипсов). Занятия живописью на следующем этапе предполагали копирование образцов, учащиеся писали натюрморты, драпировки, живую натуру и выполняли эскизы на заданные религиозные темы; создавали иконы красками на дереве. После основного, трёхлетнего курса обучения, выдавалось свидетельство об окончании лаврской иконописной школы и о получении звания мастера церковного иконописания. Обучение носило практический характер, в течение дня занятия чередовались с иконописанием. На уроки рисования и живописи, которые должны были вести два вольнонаёмных учителя, отводилось ежедневно четыре часа, на общеобразовательные предметы – два часа. В свободные воскресные и праздничные дни учащиеся присутствовали на богослужениях в больничной Никольской церкви лавры. Планировалось, что в течение шести месяцев, с марта по август, ученики будут выполнять заказные работы по художественному оформлению церквей. Лето проводили в Китаевской пустыни, работая над пейзажными этюдами. В сентябре предоставлялся отпуск, учебный год начинался 1 октября. Число воспитанников, которые находились на полном лаврском обеспечении, в разные годы менялось от 15 до 20 человек. В основном, это были дети, часто сироты, из бедных семей духовного сословия, крестьян и мещан. В 1870 гг. в школе учились несколько сербов и болгар. На содержание каждого ученика лавра тратила ежегодно 100 руб. Ученику полагалось небольшое жалованье (8 руб. в год) и особое вознаграждение за успехи. В конце 1870 – начале 1880 гг. лучшие из учеников иеромонаха Альвиана работали репетиторами в рисовальной школе Н.И. Мурашко, который высоко оценивал уровень их подготовки.

 



 
PR-CY.ru