КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 116

В числе выпускников Академии Художеств последней четверти ХIХ в. значились лаврские воспитанники художники братья П.С. и Ф.С. Козачинские, художник-медальер Михаил Афанасьевич Скуднов, передвижник Филипп Антонович Чирко, С.Т. Власенко, художник-мозаичист Илья Евгеньевич Вершинин, Иван Сидорович Ижакевич. Искусствовед и художник Степан Петрович Яремич с 1882 по 1887 гг. учился в школе, а затем трудился в иконописной мастерской лавры. Старшие ученики принимали участие в монументальных художественных работах. Так, И.С. Ижакевич и С.В. Науменко в 1883–1884 гг. участвовали в реставрации и поновлении древних фресок Кирилловской церкви в Киеве. С.П. Яремич в конце 1880 гг. XIX в. помогал Михаилу Александровичу Врубелю писать орнаменты во Владимирском соборе. В 1911 г. учащиеся школы поновляли живопись на фасадах Успенского собора лавры. В 1883 г. иконописная мастерская и школа переехали в новое большое двухэтажное здание (корпус №30) на площадке с видом на Днепр и нижнюю территорию лавры. В школе были собраны разнообразные пособия и живописные образцы для обучения и копирования, была библиотека с альбомами и книгами по искусству; устраивались выставки работ для поощрения учеников и ознакомления публики с деятельностью школы. Лучшие из работ отмечались денежной наградой и предоставлялись для отчёта в Духовный Собор лавры. В архивных фондах Священного Синода сохранились некоторые рисунки учеников школы, присланные в синодальный училищный совет (Российский государственный исторический архив). Наряду со школой в Киево-Печерской лавре существовала иконописная мастерская, где писали кроме икон и портреты духовных лиц. В позолотной мастерской золотили иконные доски, украшая их чеканным орнаментом и живописью под эмаль. Согласно Уставу 1874 г., задачами иконописной мастерской было поновление и поддержание икон и росписей в лаврских церквах, изготовление икон для поднесения знатным гостям и для продажи в иконных лавках. По отчётным ведомостям 1870–1880 гг., основной объём работ составляло поновление живописи и иконостасов в лавре. В 1893–1895 гг. лаврские мастера под руководством начальника иеромонаха Феогноста (Шанцова) поновляли иконостас Крестовоздвиженской церкви, новые иконы праздничного ряда были написаны воспитанником школы Науменко. Постоянной проблемой была необходимость передавать поступавшие в лавру заказы городским иконописцам, ввиду невозможности выполнить их собственными силами школы. Ученики школы, завершив обучение, в большинстве своём покидали лавру. Как указывал в рапорте 1897 г. иеромонах Феогност, «посторонние мастера работают прежде всего для своих мирских интересов и материальных выгод, а вся нравственная ответственность за выполнение работ падает всецело на иконописную школу Лавры» (Центральный государственный архив Киева). Для священноначалия лавры главным критерием было написание икон в строго церковном духе. «Исполненные в мастерской работы производят впечатление надлежащей правильности по рисунку, церковному стилю и технике, а некоторые из них – даже по художественности», – отметил наместник архимандрита Антоний (Петрушевский) в 1906 г. (Центральный государственный архив Киева).

 



 
PR-CY.ru