КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 111

О сюжетах и некоторых особенностях барочной стенописи Успенского собора позволяет судить проект 1720–1730 гг., известный в нескольких копиях первой половины ХIХ в. под названиями «Описание иконописи Киево-Печерской лавры» и «Память, что внутр святой великой печерской церкви изображено» (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского). Фрагменты интерьера главного храма лавры воспроизведены в 1840 гг. на акварельных рисунках академика Ф.Г. Солнцева (барочная живопись Успенского собора тогда ещё существовала, но была записана). Эти ансамбли были образцовыми для своего времени. Уцелевшие фрагменты росписей XVIII в. собора Святой Софии Киевской, собора Чуда архангела Михаила и трапезной церкви Преображения Выдубицкого монастыря выполнены немного позже лаврских росписей мастерами, которые прошли обучение в киево-печерской «малярне» или испытали её влияние. Наиболее показательные образцы станковой живописи и декоративной резьбы лаврской мастерской XVIII в. – иконы из иконостасов Успенского собора (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Национальный художественный музей Украины), почти полностью сохранившийся иконостас надвратной Троицкой церкви (1734–1735 гг.), иконостас лаврской церкви Всех святых (1741 г.; значительная часть его икон утрачена). Мастерами киевской школы, которые ориентировались на живописные традиции Киево-Печерской лавры, по мнению исследователей, выполнены иконостасы церкви Преображения Господня в селе Великие Сорочинцы (1760 гг.). О характере учебного процесса в мастерской во второй половине XVIII в. дают представление упомянутые «кужбушки» (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского): традиционные образцы для иконописи, проекты произведений декоративно-прикладного искусства, жанровые сценки в «голландском» стиле, абстрактно-героические пейзажи и др. Значительная часть ученических работ – копии украинских и европейских гравированных образцов. Представлены также популярные европейские издания: лицевые Библии Пискатора и Мериана, гравированные альбомы-учебники для художников («абецадла»). Коллекция позволяет исследователям судить о круге сюжетов и тем лаврской мастерской и о степени знакомства украинских художников с культурой Западной Европы. Метод работы лаврских живописцев был основан в это время на принципах средневекового искусства: главной была не личность художника, а коллективная работа мастерской. Монументальные ансамбли исполнялись большим количеством мастеров. Например, поновление живописи фасадов Троицкой церкви в конце XVIII в. потребовало участия больше 30 художников (Центральный государственный архив Киева). Разделялись обязанности между живописцами разной квалификации, между мастерами и учениками. Мастера выполняли более ответственные части изображения – голову и лицо, остальное, так называемое доличное, обычно писали ученики. Подобный принцип работы применялся и в портретной живописи того времени. Существовала определённая последовательность исполнения монументальной росписи. Поверхность известковой, хорошо выдержанной штукатурки шпаклевалась. На неё наносились (чаще всего углём) с помощью заранее разработанных эскизов рисунки будущей композиции. На эскизах выявлялся характер каждой фигуры и композиции в целом, обозначались краски, которыми нужно было передать отдельные части изображения. Подобные предварительные рисунки, содержащие надписи с названием красок, представлены среди лаврских «кужбушек».

 



 
PR-CY.ru