КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 112

Киевские живописцы ещё с XVII в. обратились к технике масляной живописи, что было вызвано стремлением придать изображению большую материальную убедительность и достичь его тональной проработки. В частности, росписи лаврской Троицкой церкви выполнены масляными красками с добавлением, как полагают исследователи, воска или скипидара. В зависимости от характера изображения художники меняли способ наложения красок: в одних местах употребляли жидкую краску, в других наносили её пастозно. В некоторых частях храма живопись локальными цветовыми пятнами соседствует с тональной светотеневой проработкой формы. При выполнении росписей мастера пользовались большим количеством вспомогательного материала (европейские лицевые Библии, гравированные альбомы, отдельные эстампы), изменяя и преобразовывая композицию в зависимости от поставленной задачи. Исследователи определяют прототипы значительной части композиций Троицкой церкви, ряда изображений 1760 гг. в соборе Святой Софии Киевской. В надвратном храме, например, по известным европейским образцам выполнены композиции «Крещение евнуха апостолом Филиппом» на северной стене трансепта, «Жертвоприношение Авраама» в апсиде жертвенника, цикл «Евангельские заповеди блаженства» на пилястре южной стены и на южном пилоне юго-западного крещатого столпа и др. В алтарной части храма Святой Софии – также сюжеты цикла «Евангельские блаженства». Образцами для подобных росписей были иллюстрации Библий Пискатора, Вайгеля, Мериана, Данкертса и других популярных европейских гравированных альбомов. Стенопись лаврских мастеров первой половины XVIII в. по характеру и манере исполнения почти не отличается от станковой живописи, что исследователи видят, например, при сопоставлении настенных росписей Троицкой церкви с иконами из её иконостаса. Эти особенности соответствуют общеевропейским тенденциям – с XVII в. в искусстве Западной Европы ведущую роль играет станковая живопись. Киевская монументальная живопись XVIII в. по стилю родственна украинскому портрету эпохи: реалистическая тенденция объединялась с использованием орнаментики. Типично введение в стенопись или размещение в храмах живописных, заключённых в рамы портретов исторических персонажей – гетманов, князей, царей, митрополитов, архимандритов, донаторов. В Успенском соборе монументальная «портретная галерея» (до 1718 г., поновлена и дописана в 1720 гг.), включавшая ростовые изображения архимандритов, князей, царей и гетманов, опоясывала три стены нефа. С 1720 гг. до первой трети XIX в. на хорах собора формировался комплекс крупных ростовых портретов на холстах (после 1832 г. перенесены в ризницу, ныне в собрании Национальном Киево-Печерского историко-культурного заповедника). Исследователи отмечают значительность достижения лаврских мастеров в изображении пейзажа. Так, в Троицкой церкви композиции с образами природы представлены не только в стенописи, но и на иконах из иконостаса, а также на дверях и стасидиях. Аналогичные приёмы исполнения пейзажа исследователи видят и на других иконах того времени: «Грехопадение» (Национальный художественный музей Украины, происходит из села Березна), «Встреча Марии и Елисаветы» и «Соглядатаи земли Ханаанской» (Национальный художественный музей Украины, обе из села Сулимовка) и др.

 



 
PR-CY.ru