КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 113

Тексты в композициях лаврских ансамблей раскрывали содержание каждого изображения, а их совокупность определяла общую направленность богословской концепции. Характерной чертой росписей киевской школы исследователи считают введение текстов, заимствованных из церковной литературы повседневного использования. Авторы иконографических программ этих монументальных циклов не только старались соотнести зрительный ряд с последованием богослужения, но решали более сложную задачу – создать комментарий к догматической символике. Монументальные ансамбли киево-печерской школы эпохи барокко отразили мировоззренческие изменения в украинском обществе. В них постепенно усложнялся сюжетный замысел, появлялись новые тематические и иконографические решения. Традиционная система росписей становилась средством аллегорического повествования. Концептуализм барокко, склонность художников эпохи к «играм разума» воплотились в сложных по иконографии программах, требовавших от зрителя богословской эрудиции. Взаимодействие богословия и изобразительного искусства определялось деятельностью и тесными связями двух центров просвещения эпохи – Киево-Могилянской академии и Киево-Печерской лавры. Содержание стенописи разрабатывалось на основе риторики – ведущей дисциплины в Киево-Могилянской академии. Создание при участии ведущих богословов общей концепции росписи предшествовало живописным работам. Новые тенденции и традиция, восходившая к средневековому наследию, взаимодействовали в украинском варианте живописи барокко, создавая её неповторимый облик. В ХIХ в. художественная жизнь Киево-Печерской лавры была отмечена ориентацией на академические традиции и переходом к систематическому обучению иконописи. Показательным исследователи считают смену названия мастерской: в документах 1840–1880 гг. лаврская «малярня» стала именоваться живописной мастерской, её продукция – живописными иконами; с 1890 гг. она называлась иконописной. В 1840–1852 гг. начальником мастерской был иеромонах Иринарх, возобновивший в 1840–1842 гг. росписи Успенского собора лавры. Под его началом трудились преимущественно городские вольнонаёмные иконописцы, также были мальчики-ученики. В 1840 гг. под его руководством были написаны «иконопортреты» Печерских преподобных, размещённые над их раками в пещерах лавры. По решению Духовного Собора в 1852 г. мастерская иеромонаха Иринарха была закрыта, и создана новая, состоящая только из лаврских послушников. Начальником её в 1852–1865 гг. был выпускник Академии Художеств иеромонах Пафнутий (Львов). В собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника сохранились его подписные работы «Сретение Господне» (1855 г.), «Мученики Косма и Дамиан» (1858 г.), «Спас на престоле» (1860 г.). Под его руководством начинали своё послушание иеродиакон Алипий, иеромонахи Альвиан (Скотенко), Григорий (Гордиевский), Феогност (Шанцов), впоследствии руководившие иконописной мастерской и школой лавры. Живописная школа, открытая в 1866 г., стала одним из первых средних художественных учебных заведений на Украине.

 



 
PR-CY.ru