КЕСАРИЙ - Страница 17

Духовная брань совершается внутри человека, т.е. в его уме и сердце, в сфере помыслов; она непрестанная, ожесточённая и заканчивается только со смертью человека. Основное оружие дьявола против монаха – это греховные помыслы. Необходимое условие борьбы с греховными помыслами и кознями дьявола – это внимание и бдительность сердца (cor vigilantissimum). Подвижник должен постоянно прислушиваться к совести (adtendere conscientiam) и проверять соответствие воле Божьей своих действий, слов и помыслов. Мелкие, повседневные грехи нельзя игнорировать, их нужно сразу же искупать воздыханиями и слезами. Действенным оружием против помыслов могут быть заученные наизусть стихи Священного Писания, в особенности псалмов. Заметившему в себе страстный помысел Кесарий, следуя Иоанну Кассиану, советовал бороться с ним, повторяя слова Псалтири, направленные против этой страсти. Конечная цель аскетического делания – соцарствовать на небесах со Христом. Отрекшимся от мира обещано особое вечное вознаграждение. Впрочем, уже на земле монах может стать причастным к этому Царству и небесным наградам. Сами монахи именуются «воинами Христовыми», «рабами Божьими», «святыми и посвящёнными Богу»; они сравниваются с храмами Божьими и уподобляются ангелам. Формально это выражается в том, что монашествующие, дающие обеты, составляют особый чин (professio) среди христиан. Помимо духовной брани со страстями и с дьяволом монашеской жизни сопутствует труд ради исполнения данных обетов и стяжания благих навыков, причём наибольшего труда требуют собственно монашеские добродетели, в частности: странничество, презрение к славе, ожидание вечности, терпение скорбей, добровольная бедность. Подвижник ведёт духовную брань не в одиночку, но «при помощи и руководстве Христа». В составе человека Кесарий выделял тело (corpus), плоть (caro), душу (anima), память (memoria), а также ум, или дух (spiritus), и сердце (cor), впрочем нигде чётко не поясняя соотношение между этими понятиями. С плотью преимущественно ассоциируются пороки в противоположность душе, в которой заключён образ Божий. Божественная красота души является как бы средством для исправления «пороков плоти». Одной из важнейших способностей души является память, предназначенная для мудрых и благочестивых мыслей. Сердце сравнивается с сосудом, который не может быть пустым, но всегда наполняется добрым или дурным содержимым. Следуя Августину Блаженному, в одной из ранних проповедей Кесарий учил, что каждый человек относится или ко граду Христову, или ко граду дьявола. Принадлежность к тому или другому граду определяется преимущественным содержанием человеческого сердца – либо это смирение, либо гордыня. Каждый человек может идти по широкому или по узкому пути. Широкий путь сопровождается временными радостями и наслаждениями, узкий – временными скорбями, но первый приводит к вечной смерти, или бесконечному мучению, а второй – к вечной жизни, или небесным наградам. Как вступление на узкий путь монашеской жизни, так и собственно монашеские подвиги – дело свободного произволения человека.

 



 
PR-CY.ru