КЕСАРИЙ - Страница 12

В самом деле, как утверждает Кесарий словами, почти в точности воспроизводящими Афанасиев Символ веры, «кафолическая вера, которую мы проповедуем и в которую веруем, такова, чтобы почитать единого Бога в Троице и Троицу в единстве, не сливая Лиц и не разделяя сущность, которая едина в Троице. Иное есть Лицо Отца, иное – Сына, иное – Святого Духа. Но у Отца и Сына и Святого Духа одно божество, равная слава, совечное могущество. Каков Отец, таков же и Сын, таков же и Дух Святой. Отец не сотворён, Сын не сотворён, и Дух не сотворён. Отец безграничен, Сын безграничен, и Святой Дух безграничен. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И всё же Они не суть три вечных, но один Вечный. Равно как не существует трёх несотворённых и трёх безграничных, но один Несотворённый и один Безграничный. Таким же образом Отец всемогущий, Сын всемогущий и Святой Дух всемогущий. Но не три Всемогущих, а один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Но Они не три Бога, а единый Бог. Точно так же Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Святой Дух есть Господь. Но не три Господа, а один Господь. Ибо подобно тому как христианская истина побуждает нас исповедовать по отдельности каждое Лицо Богом (и) Господом, так и кафолическая религия запрещает нам называть Их тремя Богами или Господами». Это изложение тринитарного догмата типично западное, восходящее к Августину Блаженному. Отправной точкой является понятие единого Бога, или Божества, в Котором усматриваются три соравных и совечных Лица (unus Deus qui est Trinitas). У Кесария есть ясное свидетельство августиновского учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына: «Дух Святой – от Отца и Сына (a patre et filio), не созданный, не сотворённый, не рождённый, но исходящий»; Он – «исходящий от Них обоих» (ab utroque procedens), будучи «Духом Отца и Сына» (spiritus patris et filii). Как и Августин Блаженный, Кесарий не различает вечное исхождение Святого Духа (processio) от Его временного посланничества в мир (missio), которое есть «явление Его чудных дел: ведь тогда говорится, что Он посылается, когда мы узнаём о Его присутствии в величии дел». Интересный аргумент Кесарий приводит для опровержения арианского учения о том, что Сын не равен Отцу, но меньше Его: «Кто лишает Сына равенства, тот отрицает благость и всемогущество Отца. В самом деле, если Бог Отец мог родить равного Себе Сына, но не захотел этого, Он не благой; а если не смог этого, тогда Он не всемогущий». Согласно Кесарию, эта антиномия разрешается через различение двух рождений Сына Божия – Божественного и человеческого: «Сын равен Отцу по божеству (secundum divinitatem), но меньше Отца по человеческой плоти (secundum humanitatem carnis), которую Он воспринял от нашей (природы)». Кесарий считал необходимым для спасения держаться твёрдой веры в истинность воплощения Господа Иисуса Христа: «Правая вера заключается в том, чтобы мы веровали и исповедовали, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, одновременно есть Бог и Человек. Он – Бог, рождённый прежде веков из сущности Отца (ex substantia patris), и Человек, рождённый в (определённый) век от естества Матери. Он совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческой плоти (ex anima rationali et humana carne subsistens). Он равен Отцу по божеству и меньше Отца по человечеству. И хотя Он есть Бог и Человек, но не два, а один Христос. Один не потому, что божество обратилось в плоть, но потому, что человечество было воспринято Богом (adsumptione humanitatis in Deo). Он всецело един не по причине смешения сущностей, но по причине единства Лица (non confusione substantiae, sed unitate personae). Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос».

 



 
PR-CY.ru